Страны ОПЕК+ в августе увеличили объем добычи нефти

Иран, Ирак и Нигерия сглаживают усилия РФ и Саудовской Аравии по балансировке рынка
KHALIL DAWOOD / Xinhua via AFP

Об увеличении суточной добычи в августе странами альянса ОПЕК+ на 120 000 барр. сообщается в обзоре S&P. Аналитики отмечают, что входящие в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК) 13 государств нарастили добычу в августе на 190 000 барр./сутки. При этом остальные участники соглашения ОПЕК+ (девять государств, включая Россию, Саудовскую Аравию и ОАЭ) снизили ее суммарно на 70 000 барр./сутки.

«Даже с учетом чистого увеличения объем добычи нефти группы остается значительно ниже уровня, достигнутого ранее этим летом, поскольку Саудовская Аравия с июля добровольно сократила ее на 1 млн барр./сутки, чтобы поддержать рыночные цены», – говорится в обзоре.

В 2023 г. многие участники ОПЕК+ объявляли о добровольном сокращении добычи нефти для повышения ее котировок. С 1 марта и до конца 2024 г. Россия снизила добычу на 500 000 барр./сутки, а с 1 мая и до конца этого года к ней присоединились еще восемь стран ОПЕК+, в том числе Саудовская Аравия. Затем в июле королевство объявило о сокращении добычи на 1 млн барр./сутки в дополнение к ранее объявленным 500 000 барр./сутки (т. е. суммарно сокращение составило 1,5 млн барр./сутки). Такая мера будет действовать до конца декабря. Россия также заявила, что сократит экспорт нефти на 500 000 барр./сутки в августе и на 300 000 барр./сутки с сентября и до конца текущего года (власти будут рассматривать снижение или увеличение добычи в зависимости от ситуации на рынке).

Аналитики S&P сообщают, что в августе производство нефти в Саудовской Аравии сократилось на 100 000 барр./сутки по сравнению с июлем до 8,95 млн барр./сутки. Показатель стал самым низким с мая 2021 г. Россия в прошлом месяце также сократила добычу – на 20 000 барр./сутки до 9,4 млн барр./сутки.

Объявленное 5 сентября продление снижения добычи в Саудовской Аравии и сокращения поставок за границу из России приведет к дефициту нефти на мировом рынке во втором полугодии 2023 г. в 1,8 млн барр./сутки, оценивают в S&P. По мнению аналитиков, именно меры этих двух стран по снижению предложения на мировом рынке привели к росту котировок Brent до максимума за 10 месяцев. 5 сентября стоимость Brent превысила $90/барр. впервые с середины ноября 2022 г. По данным биржи ICE, 8 сентября баррель Brent торговался по $90,5.

На этом фоне аналитики по всему миру стали пересматривать в сторону повышения данные ранее прогнозы цен на нефть по итогам 2023 г. Например, UBS ожидает, что Brent подорожает до $95/барр. к концу года, а ИК «Велес капитал» давала вилку в среднесрочной перспективе от $91,5/барр. до $94/барр.

Усилия России и Саудовской Аравии по сокращению предложения на рынке не нивелируются полностью, но отчасти сглаживаются ростом добычи нефти в Иране, Ираке и Нигерии, следует из данных агентства. Например, суточная добыча в Иране за август выросла на 190 000 барр. по сравнению с июлем и составила 2,95 млн барр. Это максимум с ноября 2018 г. Рост производства сырья происходит из-за наращивания экспорта в Китай, а также значительного ослабления санкций США в отношении Ирана. К тому же Тегеран освобожден от квотирования добычи в рамках соглашения ОПЕК+.

Ирак в августе увеличил добычу нефти на 110 000 барр./сутки до 4,32 млн барр./сутки на фоне роста внутреннего потребления в стране. Производство в Нигерии также выросло – эта африканская страна нарастила добычу за месяц на 60 000 барр./сутки до 1,38 млн барр./сутки. В значительной степени такой рост объясняется возобновлением погрузки на экспортном терминале Forcados одноименного сорта нефти после месячного перерыва (отгрузки останавливали из-за угрозы возгорания).

В совокупности добыча нефти ОПЕК+ в августе была на 1,1 млн барр./сутки ниже разрешенной квоты. При этом страны ОПЕК, которые присоединились к добровольному сокращению нефти, добыли на 687 000 барр./сутки меньше, чем можно было бы в рамках квот по соглашению ОПЕК+.

По оценкам эксперта «Яков и партнеры» Геннадия Масакова, добыча нефти в России и Саудовской Аравии с начала года сократилась суммарно на 8% (на 0,3 млн и 1,3 млн барр./сутки соответственно). На этом фоне США и Иран увеличили производство на 2 и 12% соответственно, а в общей сложности на 600 000 барр./сутки, добавляет он. При этом Иран сможет в течение полугода прибавить еще 600 000–800 000 барр./сутки, считает Масаков. Поставки сырья из этой страны в ближайшие месяцы продолжат восстанавливаться до предсанкционного уровня – в апреле 2018 г. он составлял 2,6 млн барр./сутки, уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. В августе 2023 г. объем экспорта иранской нефти достиг 1,85 млн барр./сутки, сообщал Bloomberg. По мнению Родионова, Иран может достичь досанкционного уровня экспорта сырой нефти уже в следующем году. Поставки, по его словам, будут направлены преимущественно в Китай.

По мнению управляющего эксперта центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерины Крыловой, уже к концу года Иран может увеличить добычу нефти до 3,4–3,5 млн барр./сутки. США, по ее оценке, также могут поднять суточную добычу с нынешних 12,8 млн до 13 млн барр. к концу года. Но потенциал роста за счет внутреннего потребления, указывает она, будет ограничен из-за окончания высокого летнего сезона и снижения спроса осенью.

Страны, присоединившиеся к соглашению ОПЕК+ (кроме непосредственно членов ОПЕК), в краткосрочной перспективе могут нарастить добычу нефти на 500 000 барр./сутки, т. е. не смогут компенсировать текущее снижение предложения со стороны России и Саудовской Аравии, считает Масаков. Рост добычи в странах ОПЕК+ до максимума может, наоборот, стимулировать РФ и Саудовскую Аравию к еще более сильному сокращению производства, считает он.

В среднесрочной перспективе добыча нефти будет расти за счет стран Южной Америки, добавляет Родионов. Например, Гайана к 2027 г. увеличит производство за счет ввода в эксплуатацию плавучих установок по добыче, хранению и отгрузке нефти (FPSO). Бразилия к началу 2030-х гг. выйдет на 5 млн барр./сутки с нынешних 3 млн барр./сутки благодаря росту добычи на подсолевых месторождениях бразильского шельфа, прогнозирует эксперт.