На строительство скоростной трассы Джубга – Сочи «Автодор» даст 525 млрд рублей

Но это лишь треть от необходимого проекту объема финансирования
Виталий Тимкив / РИА Новости

Госкомпания «Автодор» в ближайшие три года направит на строительство новой скоростной платной автотрассы от Джубги до Сочи на юге Краснодарского края в общей сложности 525 млрд руб. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Автодора». Общая стоимость проекта – около 1,5 трлн руб. и остальные средства будут вложены до конца 2028 г., пояснил собеседник. Финансировать его будут за счет средств федерального бюджета, фонда национального благосостояния (ФНБ) и внебюджетных источников.

Из бюджета на стройку будет выделено в совокупности 230,4 млрд руб. до конца 2026 г. Как отмечает представитель госкомпании, пока из этой суммы в бюджете на 2023–2025 гг. заложено 73,5 млрд руб. Еще 156,9 млрд руб. планируется выделить в 2024–2026 гг. из федерального дорожного фонда. Соответствующая цифра также есть в пояснительной записке к проекту бюджета на следующую трехлетку, закон о котором находится в Госдуме и еще не принят.

Проект строительства платного дублера существующей двухполосной автотрассы от Джубги до Сочи обсуждается в правительстве уже много лет. Сейчас дорога протяженностью около 170 км перегружена в летнее время. Это основная трасса, по которой можно добраться на автомобиле из центральных регионов России до курортов Туапсе, Лазаревское и Сочи.

«Автодор» в 2022 г. подготовил технико-экономическое обоснование для проекта новой дороги, были проработаны основные варианты ее трассировки и основные технические решения. Предполагается, что стройка будет разделена на восемь участков общей протяженностью около 140 км, большая часть трассы будет исполнена в тоннельно-эстакадном варианте.

Предусмотренные сейчас для проекта 73,5 млрд руб. будут направлены на строительство обхода Адлера. Это первый по порядку реализации и наиболее загруженный участок в текущих параметрах проекта, пояснял на форуме по дорожным инновациям в июне первый зампред правления «Автодора» по инвестиционной политике Игорь Коваль. Он обещал, что до конца 2023 г. будут начаты «физические работы по подготовке территории на объекте».

Вторым участком строительства должна стать третья очередь обхода Сочи длиной 13,6 км, третьим – обход Туапсе протяженностью 16,5 км. «Сейчас для реализации всех участков трассы до конца 2028 г. готовятся изменения в программные документы с финансированием из нескольких источников, включая указанный объем бюджетных средств. Обходы Сочи и Туапсе планируется реализовать в составе первой очереди до 2027 г.», – говорит представитель «Автодора».

Без строительства объездных скоростных автотрасс развивать туризм в Краснодарском крае будет сложно, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. По его словам, этот регион находится в лидерах по количеству турпоездок (17 млн в год), а аэропорт Адлера и так несет большую нагрузку, через него проходит 11–13 млн пассажиров в год в условиях закрытия близлежащих аэропортов на юге. Доля автопутешественников на юге составляет от 49 до 60%, в том числе за счет того, что многие едут на море из соседних регионов и поездка на машине обходится дешевле, поясняет Горин.

Частично профинансировать новую дорогу можно было бы с привлечением льготного финансирования от Дом.РФ, допускал Коваль. Учитывая полную стоимость проекта на уровне 1,5 трлн руб. до проектно-сметной документации, реализовать его без федеральных денег «если не невозможно, то крайне сложно», подчеркивал топ-менеджер. Он также отмечал важность нахождения баланса с точки зрения структуры финансирования этой стройки.

Проект находится в проработке у ВЭБ.РФ и ключевых коммерческих банков, говорит представитель института развития. По его словам, его целесообразно реализовать в рамках механизма концессии. «В проектах такого масштаба, требующих долгосрочного финансирования из внебюджетных источников, можно использовать механизм фабрики проектного финансирования», – полагает собеседник.

Привлечение средств на этот объект из ФНБ и внебюджетных источников будет, скорее всего, реализовано через облигационные займы госкомпании, полагает источник «Ведомостей» в компании, занимающейся проектным финансированием. Если до 2026 г. в стройку действительно планируется вложить 525 млрд руб., то «Автодору» придется выпускать облигации почти на 300 млрд руб., отмечает он. Но у госкомпании практически нет активов и обеспечить гарантийное покрытие долга такого объема ей нечем, продолжает собеседник. По его словам, привлечь значительный объем внебюджетных средств может позволить частичное структурирование проекта по концессии.

Привлечь почти 300 млрд руб. в указанные сроки вполне реально, возражает гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. По ее словам, «Автодор» может выпускать облигации не только под средства ФНБ, но и рыночные. Спрос на них будет, так как у компании нормальный кредитный рейтинг и долгосрочные проекты, отмечает она.

По данным эксперта, сейчас у госкомпании в обращении рыночные выпуски облигаций почти на 150 млрд руб. «Такие долгосрочные бумаги привлекательны для банков, поскольку позволяют удлинить срок инвестиционного портфеля. Похожих длинных денег со стороны эмитентов не всегда много на рынке», – объясняет Галактионова.