Что дает предварительное торговое соглашение США и Китая

Оно не решит их разногласий, но будет удобным для обеих сторон
Высокопоставленные лица США и Китая в среду, 15 января, собираются подписать предварительное торговое соглашение в Вашингтоне/ Reuters

Высокопоставленные лица США и Китая в среду, 15 января, собираются подписать предварительное торговое соглашение в Вашингтоне. Достигнутый компромисс позволил им выйти из тупика в длящейся уже два года торговой войне, хоть он и далек от того, чего хотят обе стороны.

О соглашении, которое должны подписать президент США Дональд Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ, стороны объявили еще в середине декабря 2019 г. Договоренности позволили им избежать введения новых американских пошлин на импорт китайской продукции стоимостью $156 млрд, которые должны были вступить в силу 15 декабря. Также Вашингтон согласился вдвое снизить введенные ранее 15%-ные пошлины на товары примерно на $120 млрд, а Пекин пообещал увеличить импорт сельскохозяйственной и другой продукции из США, сделать свой финансовый сектор более открытым, не девальвировать юань и лучше защищать интеллектуальную собственность американских компаний. Последние недели стороны согласовывали перевод текста соглашения на китайский язык.

Минфин США также в понедельник, 13 января, снял с Китая статус валютного манипулятора, который он присвоил ему в августе 2019 г. из-за ослабления юаня во время торговой войны. Тогда курс китайской валюты опустился ниже психологической отметки в 7 юаней/$ впервые с 2008 г., но в последние месяцы он укрепился примерно до 6,88 юаней/$. «Этот статус настолько явно не соответствовал реальности, что он вряд ли создавал какое-то давление» на Пекин, считает бывший высокопоставленный сотрудник минфина США Фред Бергстен.

Трудновыполнимые цели

По условиям сделки Пекин пообещал Вашингтону за два года увеличить закупки американской сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров, энергоресурсов и услуг на $200 млрд по сравнению с 2017 г. Стороны обнародуют цели по этим категориям, но не будут раскрывать цифры по конкретным продуктам, чтобы не повлиять на ситуацию на рынках.

Как утверждает один из источников Reuters, Китай увеличит импорт американских промышленных товаров, в том числе автомобилей и самолетов, почти на $80 млрд в следующие два года. Это может помочь Boeing, испытывающему проблемы из-за приостановки эксплуатации 737 Max. Также Пекин увеличит закупки энергоресурсов примерно на $50 млрд, услуг – на $35 млрд, а сельскохозяйственных товаров – на $32 млрд. Два других источника агентства не стали называть конкретных цифр, но подтвердили такие пропорции.

Но аналитики сомневаются, что Китай способен увеличить импорт сельскохозяйственных товаров так сильно. Кроме того, в прошлом году спрос на китайском авторынке сократился второй год подряд и бизнес предупреждает, что 2020 год тоже будет сложным. Потребность в росте импорта автомобилей из США вызывает вопросы. Цель увеличить импорт американских энергоресурсов на $50 млрд аналитик SIA Energy Сэн Ик Ти также называет «слишком агрессивной и труднодостижимой».

Если Пекин не выполнит свои обещания, у Вашингтона будет право ввести пошлины на импорт китайских товаров пропорционально экономическому ущербу. Но в этом случае Китай тоже может ввести ответные меры и стороны вернутся к статус-кво, утверждают источники Reuters.

Лучшая из возможных сделок

Еще в конце ноября переговоры между США и Китаем находились в тупике, пишет WSJ со ссылкой на знакомых с ситуацией лиц. Поэтому посол Китая в Вашингтоне Цуй Тянькай решил обратиться к зятю и советнику Трампа Джареду Кушнеру, чтобы лучше понять позицию президента. Цуй посетовал, что Белый дом не хочет снизить пошлины сильнее. Но Кушнер ответил, что перемирие лучше заключить сейчас, поскольку Трамп готов ввести новые пошлины. Кроме того, китайские дипломаты поняли, что это позволит им не обещать сейчас структурных реформ, на которых давно настаивал Вашингтон.

Две недели спустя стороны объявили о предварительном соглашении. Они нашли компромисс, хотя их основные требования так и остались невыполненными – США сохранили пошлины на импорт китайских товаров стоимостью около $370 млрд, а Китай не пошел на значительные уступки американским компаниям.

В мае 2019 г. стороны уже были близки к торговому соглашению, но оно сорвалось в последний момент, поскольку Пекин не одобрил его. Поэтому теперь торговый представитель США Роберт Лайтхайзер хотел хотя бы просто «закрепить результат» проведенных переговоров, хотя изначально Трамп требовал от него заключить «великолепную сделку». «Лайтхайзер – не идеолог, а реалист. Его клиент хотел сделку настолько хорошую, насколько это возможно», – приводит WSJ слова бывшего стратега Трампа Стивена Бэннона.

В конце декабря Трамп заявил, что в 2020 г. отправится в Пекин для переговоров о следующем этапе сделки. Но Китай пока не подтвердил этот визит.

США надеются, что сохраняющиеся пошлины заставят Китай согласиться на реформы, которые заставят его уменьшить госконтроль над своей экономикой. В противном случае Вашингтон может усилить давление за счет других рычагов, пишет WSJ. Например, ограничить возможность китайских компаний размещать свои акции на американских биржах. Хотя Трамп недавно отметил, что переговоры по следующему этапу сделки вряд ли завершатся раньше президентских выборов в ноябре 2020 г.