Что покажут на фестивале «2morrow/Завтра»

В Музее Москвы открывается фестиваль современного кино – продуманный, тематически цельный и стилистически разнообразный
Эстонский фильм «Боковой ветер» сделан в редкой технике «живых картин»/ 2morrow/Завтра

Депортированная в Сибирь эстонка Эрна пишет письма мужу в лагерь, рассказывая о том, как живет и что видит вокруг. Письма – реальные. Но дотянуться до запечатленной в них реальности невозможно, поэтому режиссер Мартти Хельде стилизует жизнь Эрны в серии черно-белых, как классическая фотография, живых картин, вдохновленных полотнами Каспара Давида Фридриха. Всего их 13, на подготовку каждой ушло несколько месяцев. Это эстонский фильм «Боковой ветер», в котором самым наглядным образом отражается главная тема фестиваля 2morrow 2016 г. – границы во всех смыслах, от территориальных до художественных. Картину – в случае с «Боковым ветром» этот синоним слова «фильм» уместен как никогда – покажут в секции Tomorrow, целиком посвященной таким жанровым скрещениям. Но так же, как эстонский дебютант Мартти Хельде, нарушает границы видов искусств и российский классик Александр Сокуров, чья «Франкофония», открывающая фестиваль, посвящена спасению коллекции Лувра в годы немецкой оккупации и соединяет разнообразные техники съемки в музее с игровыми реконструкциями исторических эпизодов и хроникой Парижа и блокадного Ленинграда.

А в каком жанре сделан фильм тайваньского классика Цая Минляна «После полудня»? И фильм ли это вообще? Статичный план, два кресла, в которых сидят сам Цай Минлян и его постоянный актер Ли Каншен и разговаривают о жизни, кино, своих отношениях.

А в британском фильме «Мы сами» режиссер Эндрю Кеттинг экранизирует сумасшествие английского поэта XIX в. Джона Клэра, который сбежал из психиатрической клиники и прошел за 4 дня 140 км, чтобы встретиться с невестой, на самом деле давно умершей. Теперь этот безумный путь пытаются повторить писатель Иэн Синклер, отец и сын актеры Тоби и Фредди Джонсы и автор комиксов Алан Мур, взяв для компании соломенного медведя. Получается фильм-хеппенинг или фильм-перформанс.

Взгляд назад

На фестивале «Завтра» есть и программа, посвященная «вчера». Она называется «Флешбэк» и включает дебютные фильмы нескольких режиссеров – участников других фестивальных секций. Так 2morrow прослеживает эволюцию своих авторов, наличие которых уже само по себе признак фестивальной зрелости.

А поляки Лукаш Рондуда и Матей Собешчаньски снимают реальный перформанс художника Оскара Давицки, который лезет в петлю и висит, держась за воздушные шарики. Это фильм «Перформер», он тоже в секции Tomorrow.

А среди восьми конкурсных картин есть, например, «Эволюция» Люсиль Хадзихалилович, жанр которой определяется как боди-хоррор: действие происходит на острове, где живут только 11-летние мальчики и их мамы, которые проводят над детьми эксперименты. За этим сюрреалистическим сюжетом и причудливой визуальностью в «Эволюции» запрятана метафора взросления.

Эта же тема интересует российского конкурсанта Владимира Бека: действие его «Птички» происходит в летнем детском лагере. Фильм затевался как ремейк «Приключений Петрова и Васечкина», но результат, как кажется куратору конкурсной программы, получился скорее в духе американского независимого кино.

Словацко-чешская «Коза» (это прозвище героя) напоминает типовую спортивную мелодраму о возвращении на ринг – с той разницей, что боксер Петер Балаж играет сам себя: режиссер Иван Остроховский хотел сделать документальный фильм, а в итоге снял игровой, но границы между игрой и документом в современном кино давно размыты.

Границы между программами 2morrow тоже условны, поэтому главная фестивальная тема прослеживается даже в секции «Гала-показы», представляющей арт-хиты последнего года, в том числе «Горы могут уйти» Цзя Чжанке (участник каннского конкурса), «Сокровище» Корнелиу Порумбою (специальный приз каннского «Особого взгляда») и «Клан» Пабло Траперо (приз за режиссуру в Венеции).

С темой границ тесно связана проблема Другого (как носителя иной национальной, сексуальной или социальной идентичности) – ей посвящена специальная секция Je suis un Autre («Я это Другой»). Хитом тут будет, очевидно, «Танжерин» Шона Бейкера о путешествии проститутки-трансгендера и ее подруги по субкультурам Лос-Анджелеса – история разом и про новую идентичность, и про новую визуальность: фильм целиком снят на iPhone 5s с использованием цветофильтров и музыки из SoundCloud.

Но российская программа «Офсайд» по-своему не менее радикальна: здесь обещают полную мистики документальную биографию якутской рок-звезды и фильм, снятый сибирским охотником в духе «Ведьмы из Блэр», но, конечно, гораздо суровее.

Международный фестиваль современного кино «2morrow/Завтра» пройдет 26–31 января в Музее Москвы