Вторая жизнь Mercata
Этим материалом "Ведомости" начинают серию статей, в которых мы попытаемся отделить правду от вымысла в коррупционных скандалах вокруг Управления делами президента.
Об этих скандалах написано уже так много, что, где факты, а где кризисный PR и взаимные обвинения, понять уже нелегко. Тем не менее кое-что и в этом деле неоспоримо. Ясно, например, что у "швейцарского дела"и у истории вокруг Bank of New York есть общие действующие лица. Мир тесен, как ни обширна география скандалов.
Обвинения в коррупции в адрес Павла Бородина, главы Управления делами, в значительной степени основаны на том, как осуществлялись программа реконструкции Московского кремля и другие крупные проекты.
Средства - как кредитные, так и вырученные от продажи нефти, перечислялись швейцарским подрядчикам. Что это были за подрядчики - самый болезненный вопрос для Бородина, который сейчас из последних сил отбивается от атак прессы.
Между тем, как удалось выяснить корреспонденту "Ведомостей", утверждения, будто получателями заказов были бизнесмены, состоящие в родственной связи с Бородиным, не лишены оснований.
С фирмой MT Mercata Тrading and Engineering, зарегистрированной в Лугано, связаны два общеизвестных события в истории Управления делами: реконструкция зданий Кремля и специальные работы по переделке президентского самолета, произведенные этой фирмой в Швейцарии в 1996 г. Если учесть, что после переделки самолет Ил-96-300 превратился в летающий супергоспиталь, становится ясно, что Управление делами выдало малоизвестной фирме серьезный кредит доверия.
В самолете были оборудованы современный реанимационный центр и особые помещения для Ельциных и президентской свиты.
До сих пор неизвестно, сколько денег потрачено на это. Илья Глазунов, привлеченный к проекту вместе со своим сыном, не назвал даже приблизительно сумму, выплаченную за изготовленные им эскизы.
История с самолетом весьма поучительна, так как здесь сошлось несколько обстоятельств того времени.
Во-первых, в полное распоряжение Управления делами президента передали авиакомпанию "Россия", занимающуюся правительственными перевозками.
Во-вторых, Международный промышленный банк нашел для Управления делами президента иностранный кредит на $1 млрд, предназначенный, как сказано в официальном сообщении Межпромбанка, для "обновления парка самолетов правительственной авиакомпании".
Напомним, что вице-президент Межпромбанка Элеонора Раздорская является директором британской компании, в совет директоров которой входит также Питер Берлин, основатель известной по "делу Bank of New York"фирмы Benex. По данным "Ведомостей", в Европе Берлин был директором лишь этих двух компаний.
И именно Межпромбанк является главным кредитором Управления делами президента. Банк обслуживал и привлеченные Управлением под гарантии Минфина кредиты иностранных банков, в том числе для финансирования реконструкции Кремля. Это подтвердил представитель Межпромбанка Денис Смирнов.
И наконец третье обстоятельство - в том, что два первых явно принесли пользу лицам, связанным непосредственно с Бородиным.
В свое время Межпромбанк сообщил о кредите прессе, чтобы объяснить резкое увеличение собственных активов. По признанию Смирнова, кредит был "скромнее" объявленного миллиарда и сообщения в прессе о том, что он "европейского происхождения", не вполне соответствуют действительности, а являются "просто небольшой рекламой"для Межпромбанка. Как сказал Смирнов, деньги "найдены"в азиатских банках, в частности китайских.
Деньги из этого кредита получила и Mercata. Бородин утверждает, что его семья не имеет никакого отношения к этой фирме, но его слова противоречат данным швейцарской прокуратуры и швейцарского коммерческого регистра. Согласно регистрационным документам, зять Бородина Андрей Силецкий занимает пост вице-президента компании MT Mercata Trading and Engineering.
Президентом же является советник Виктора Черномырдина Виктор Столповских.
Именно в качестве советника Черномырдина Столповских был заявлен в списке официальной делегации из России на международном экономическом форуме Crans Montana, состоявшемся этим летом в Швейцарии.
Силецкий стал вице-президентом компании Mercata в разгар экспорта нефти по квотам, полученным под реконструкцию Кремля. Значительная часть нефти была продана в Швейцарии. Точнее, через швейцарские фирмы.
По крайней мере одна из них, указанная как покупатель в документах российской таможни, - это компания Seagas, которая была создана фирмой Mercata.
MT Mercata Trading and Engineering, возглавляемая Столповских и Силецким, выполняла, по сути, функции генерального подрядчика Управления делами президента. В списке государственной комиссии по приемке работ в Кремле, утвержденной в соответствии с указом Ельцина в 1998 г., фигурирует имя единственного представителя от строительных фирм, участвовавших в реконструкции Кремля. Это Виктор Степанович Столповских, президент "МТ Мерката Трейдинг и Инжиниринг СА" (название в У азе - по-русски).
А в Указе о реконструкции Кремля (с поправками 1996 г.) Столповских представлен как член рабочей комиссии и президент "Мерката-Сигас" (предыдущее название MT Mercata Trading and Engineering).
Но Столповских и Бородин оказались вместе еще в одной комиссии. В распоряжении президента Ельцина от 13 августа 1998 г. "Об образовании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания Счетной палаты Российской Федерации"приводится соответствующий список, возглавляет который Павел Бородин, а на десятом месте - Столповских,,президент обновленной MT Mercata Trading and Engineering. Так что во второй половине 90-х гг. генеральным подрядчиком суперпроектов Управления делами президента выступала именно эта фирма.
Попытки получить комментарии у Столповских и Силецкого успехом не увенчались.
Вообще, до появления Бородина в Кремле Mercata была "спящей" компанией и уже заканчивала свой век, начавшийся в 1971 г. Как рассказал "Ведомостям"Филипп Туровер, бывший представитель Banca del Gottardo в России и один из главных свидетелей по делу фирмы Mabetex, жизнь в Mercata вдохнул глава Mabetex Беджет Паколли. Вернее, он вложил в Mercata большие деньги, поступавшие на счета Mabetex в банке Gottardo.
Туровер - слабый свидетель обвинения. У него есть свои интересы и свои проблемы со следствием. Но в швейцарской прокуратуре "Ведомостям"подтвердили информацию о переводах на счета Mercata.
По поводу самой компании Mabetex Бородин беспокоится меньше, чем по поводу Mercata, потому что в качестве так называемого советника Беджета Паколли в Москве выступает не сам Бородин или его родственник, а всего лишь заместитель управляющего делами президента Виктор Савченко. По крайней мере, Савченко в свое время получил швейцарскую визу по приглашению компании Mabetex, и в запросе на визу указывалось, что Савченко работает советником компании Mabetex в Москве.
Сам Бородин приезжал в Швейцарию по приглашению Mabetex просто как гражданин Бородин. В своем недавнем интервью, прозвучавшем на "Радио Свобода", управляющий делами утверждал, что приезжал в Швейцарию три раза и "всего лишь на два-три дня" - чтобы выбрать образцы мебели. Неясно только, зачем тогда по приглашениям Mabetex с ним приезжала его жена Валентина Александровна. Сам Павел Павлович ничего не сказал об этом.
(Продолжение следует.)