Патриархальный нефтеторговец


(вторая часть серии о скандале вокруг Управления делами президента) В Указе Ельцина N1581 от 2 августа 1994 г. "О восстановлении исторического облика Большого Кремлевского дворца"имени управляющего делами Президента РФ Павла Павловича Бородина еще не было.

Как не было и многих других имен и названий, ставших сегодня вехами на пути к "Кремлингейту".

До уголовных дел в Швейцарии и России было еще далеко. Но, возможно, именно Указ N1581 имеет право войти в историю современной России как памятник коррупции. Именно с него начиналась история, приведшая к "делу Mabetex", которое ныне затрагивает высшие органы российской государственной власти.

Одним из важнейших источников средств для реконструкции Кремля был экспорт нефти, в первую очередь через фирму "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС). Средства от этого экспорта питали впоследствии и Mabetex, и другие компании, имевшие экономические интересы в России и странах бывшего СССР.

В 1988 г. Виталий Кириллов, преподаватель Московского авиационного института, в котором даже факультеты по соображениям секретности имели лишь порядковые номера, создал сельскохозяйственный кооператив. Через два года из этого предприятия выросла фирма МЭС с уставным фондом в 10 млн руб. - немалая по тем временам сумма.

Как ностальгически вспоминал Кириллов в одном из своих интервью, в 1990 г. у него только и было, что стол и стул. Зато стояли они в ГлавУПДК - учреждении, обслуживающем дипломатический корпус в Москве. ГлавУПДК и стало учредителем МЭС вместе с Хозяйственным управлением Московской патриархии.

К 1992 г. Кириллов уже гнал нефть по экспортной трубе. А в 1994 г. АО МЭС становится важным элементом системы, которую начал создавать бывший мэр Якутска Павел Бородин сразу после своего назначения на пост в администрации президента России.

По словам генерального прокурора кантона Женева Бернара Бертоса, Кириллов попал в поле зрения правоохранительных органов Швейцарии в основном потому, что "был тесно связан"с людьми "не из России", подозревавшимися в отмывании денег.

Расследование связей Кириллова началось в Швейцарии в конце 1997 г., хотя уже с 1995 г. он развил весьма активную "культурную" деятельность в Женеве. Кириллов арендовал там помещения для художественной галереи и фонда "Русская культурная инициатива", созданных им вместе с женой Надеждой.

За аренду довольно просторных помещений он выплачивал суммы, превосходящие в четыре раза рыночную норму для самых дорогостоящих районов Женевы.

Слишком высокая арендная плата вносилась деньгами из непонятных источников. На счетах фонда и галереи практически не было никакого движения денег, сопоставимых с выплатами за арендную плату, тем более с выплатами от продажи нефти.

Выяснилось, что помещения Кириллов арендует у женевского адвоката Сержа Фафалена. Подозрения у швейцарских полицейских возникли из-за того, что Фафален являлся одновременно управляющим директором фонда вместе с Кирилловым и его женой.

Деньги, которые получал Фафален от Кириллова, напоминали что угодно, но только не арендную плату. Сам Кириллов от каких-либо комментариев отказался.

Ясность в ситуацию внесли сведения из Центрального регистра иностранцев, находящихся на территории Швейцарии. Там Кириллов зарегистрирован в качестве директора компании Northoil SA (факт директорства "Ведомостям" официально подтвердили в МЭС) и сотрудника компании IOB Trading SA. Фирмы зарегистрированы по адресу, принадлежащему все тому же Фафалену. Более того, сам адвокат числился в них (и еще в двух десятках фирм) директором.

Имя Фафалена было хорошо известно правоохранительным органам Швейцарии, в частности, по получившему международную известность делу об убийстве в Бельгии российского нефтеторговца с криминальными связями Владимира Мисюрина по кличке Зверь. Мисюрин был убит тремя стрелками в масках в декабре 1994 г.

Финансовые интересы Мисюрина были сосредоточены е только в Бельгии, Панаме и Венесуэле, но и в Швейцарии. Фафален поддерживал с Мисюриным тесные деловые контакты.

Дополнительное полицейское расследование привело к тому, что в Женеве было возбуждено уголовное дело и на счетах Кириллова в Швейцарии оказались "замороженными"десятки миллионов долларов. Рядом с Кирилловым в уголовном деле фигурируют имена еще пятерых. Некоторые из них вызовут неподдельный интерес у того, кто знает одного из основных учредителей МЭС.

Этим учредителем является Хозяйственное управление Московской патриархии. А возглавлял его до 1994 г., до начала швейцарской эпопеи, человек из списка, фигурирующего в женевском уголовном деле, - Виктор Пьянков. Так его зовут в миру. А вообще он отец Виктор, до последнего времени епископ Подольский, викарий Московской епархии и верный спутник Патриарха Алексия II на долгом пути к вершине церковной иерархической лестницы.

Пьянков покинул пост руководителя Хозяйственного управления в 1994 г. "по состоянию здоровья". Однако, как выяснилось, он еще крепко стоял на ногах и с Божьей помощью вскоре стал вицепрезидентом АО "Международное экономическое сотрудничество".

За тот год компания МЭС вывезла из России, по официальным сведениям, 8,7 млн т нефти.

Оформлением вида на жительство в Швейцарии для Пьянкова занимался Серж Фафален. В тексте прошения Пьянков представлен как менеджер компании IOB Trading SA, уполномоченный самим Патриархом Алексием II для "контроля за инвестициями Патриархии в коммерческих компаниях", среди которых была и МЭС. Попытки связаться с Фафаленом или Пьянковым успехом не увенчались.

Эти инвестиции едва не пропали даром в 1995 г., когда экспортировать нефть разрешили лишь ее производителям, а независимые трейдеры, к которым относилась и МЭС, имели на это право лишь в рамках межправительственных соглашений и специальных федеральных программ.

Но в том же году произошло важное событие в истории "дела Mabetex". АО МЭС получило право на экспорт 2 млн т нефти для нужд Управления делами президента в рамках федеральной программы по реконструкции Кремля. К тому времени в Швейцарии уже создавалась сеть компаний, которым благодаря Указу N1581 надлежало получить в свое распоряжение нефть и распределить прибыль по своим банковским счетам.

(Продолжение следует.)