Кредитная история Mabetex
Четвертая статья в серии о скандалах вокруг Управления делами президента История происхождения компании Mabetex Project Engineering SA уходит корнями еще в советскую эпоху. А в первые постсоветские годы началось сотрудничество фирмы Беджета Паколли с Павлом Бородиным, который был в то время мэром Якутска.
Беджет Паколли начинал свою удивительную карьеру не в Mabetex, которую он создал в 1990 г. в Лугано, а в компании Interplastica, поставлявшей в Советский Союз технологическое оборудование по контрактам с советскими внешнеторговыми организациями. Как выразился в разговоре с "Ведомостями" один из бывших сотрудников Banca del Gottardo Фелипе Туровер, занимавшийся среди прочего распределением кредитов под операции в России, "это была эпоха советских Альхенов, когда воровали грубо и глупо".
Швейцарский Banca del Gottardo в конце 80-х находил иностранные кредиты под закупку фирмой Interplastica оборудования для советских заводов, говорит Туровер. В архивах агентства Reuters сохранились короткие сообщения об этих кредитах на 101 млн и 49 млн швейцарских франков, выданных под торговые соглашения между Interplastica и В/О "Технопромимпорт". Источником денег были швейцарские банки и британский банк NatWest.
Эти кредиты были застрахованы в итальянском государственном страховом учреждении SACE (Sezione Speciale per l'Assicurazione del Credito).
Кредиты так и не были возвращены советскими конечными получателями. Но, по словам Туровера, SACE отказалось выплатить страховое возмещение, поскольку ему не были предъявлены никакие доказательства реализации проектов Interplastica в России.
Иначе говоря, итальянские чиновники сочли, что кредиты были попросту украдены.
Banca del Gottardo судился с SACE из-за отказа последнего выплатить страховку. Это подтвердил "Ведомостям" и сам Беджет Паколли, который был одним из руководителей Interplastica. Чем закончилось дело, ни Паколли, ни Туровер, ни сотрудники Banca del Gottardo сообщить не смогли.
А юрист SACE Антонио Бартоло утверждает, что в архивах нет никаких записей о судебном процессе между SACE и Banca del Gottardo.
Его осторожность имеет объяснение. В начале 90-х гг. в Италии разгорелся скандал вокруг SACE и других институтов итальянского правительства, связанных с внешними кредитами. В 80-х SACE возглавлял Руджеро Фиррао, крупная фигура в нелегальной масонской ложе П2, чья деятельность расследовалась наряду с другими фигурантами крупнейшего уголовного дела о финансировании итальянских политических партий.
Вокруг SACE была создана сеть "консалтинговых фирм", занимавшихся за взятки организацией правительственной страховки и гарантий по коммерческим кредитам. При этом, как утверждалось в публикациях газеты Il Mondo, часть товаров, экспортировавшихся в Россию, была произведена не в Италии.
Отвечая на вопрос "Ведомостей", вице-президент "Технопромимпорта" Андрей Механиков подтвердил, что когда-то "очень давно" его фирмой были заключены контракты с Interplastica. Более того, он даже вспомнил, что к этим контрактам имел отношение сам Беджет Паколли. Но, по его словам, в объединении не осталось никого, кто мог бы рассказать о деталях сделки. Сам Механиков помнит лишь какие-то разговоры об исчезнувших кредитах. А еще он хорошо помнит год, когда все произошло, - 1989-й.
К 1991 г. относится первое сообщение в информационных агентствах об Interplastica и Mabetex, выступающих в тандеме. Контракт эти фирмы опять заключили с "Технопромимпортом". На этот раз сумма была скромнее - $6 млн. Столько стоило создание небольшого предприятия по пошиву мужских рубашек для Стойленского текстильного объединения в городе Старый Оскол Белгородской области.
Согласно контракту работа Mabetex заключалась в том, чтобы настелить покрытие на пол и установить кондиционеры. Эта работа была официально оценена в $1 млн, хотя, насколько известно "Ведомостям", полы и кондиционеры были не из золота.
Название фирмы Mabetex происходит от сложения первых букв двух имен - Макс и Беджет..Макс Гигакс был партнером Паколли в Interplastica и, по утверждению Туровера, перевел часть средств от похищенных кредитов на счета Interplastica в Германии.
Но спросить об этом Гигакса уже невозможно.
В 1993 г. Макс Гиг акс бесследно исчез. В то время он находился в Москве и, по утверждению того же Туровера, жил в гостинице "Ленинградская". Ни в правоохранительных органах, ни в гостинице никаких данных о Гигаксе не предоставили.
О забытом уже исчезновении Макса Гигакса недавно узнал наш коллега из швейцарской газеты Le Temps, которому Паколли рассказал, что "его друг и партнер" возглавлял Interplastica.
Сейчас Interplastica находится в процессе ликвидации. Но в свое время ей удавалось заключать очень выгодные контракты на поставки оборудования и промышленное строительство в Сибири. Контракты Interplastica и привели Паколли в Якутию. А затем с этой республикой работала уже Mabetex.
Согласно коммерческому регистру Швейцарии якутские проекты Паколли уже в начале 90-х "стоили" $200 млн. О том, насколько важным являлось для Паколли сотрудничество с Якутией, свидетельствует то, что бизнесмен создал и осенью 1993 г. зарегистрировал в Лугано Фонд детей Саха. Президентом фонда, размещенного по адресу дом 2, виа Ваннони (адрес Mabetex в Лугано), стал сам Паколли.
Через несколько месяцев по тому же адресу и с тем же президентом, Беджетом Паколли, в Лугано была зарегистрирована Sakha Investments Company SA с уставным капиталом в 500 000 швейцарских франков. Вице-президентом Sakha Investments Company стал Юрий Буслаев, о котором в регистре скромно сказано: гражданин России, из Якутска.
Между тем этот гражданин является министром строительства и архитектуры Республики Саха.
Именно он возглавлял трест "Сахавнешстрой" и осуществлял так называемые "валютные" стройки в Якутии. Иначе говоря, именно от Буслаева зависело, получит Паколли заказ на строительство или нет.
Отвечая на вопрос "Ведомостей" о Буслаеве и Sakha Investments, Паколли сначала сделал долгую паузу, а потом спросил: "Э-э, скажите, у вас есть документ из регистрационной палаты или вы просто слышали об этом? " Документ у редакции "Ведомостей" есть.
(Продолжение следует)