Дверных дел мастер
В последнее время адвокат группы компаний Belka Антон Дрель умело и аргументированно отрицает многое из того, что писалось в прессе об этом американском холдинге и его сотруднике Леониде Дьяченко, также известном в качестве зятя президента Ельцина.
Например, Дрель справедливо утверждает, что президент Bank of New York Томас Рени никогда не говорил, что в его банке есть счета Леонида Дьяченко. Многие почему-то приняли как факт, что у Дьяченко в отделении BoNY на Каймановых островах лежало более $2 млн. На самом деле Рени был гораздо осторожнее в своих высказываниях (см. отрывок стенограммы слушаний в конгрессе США).
Но Дрель не только опровергает написанное, но и сообщает интересные новые сведения о своем клиенте и о Дьяченко. Например, связавшись по просьбе "Ведомостей" с "Белкой", Дрель рассказал, что в начале своего сотрудничества с холдингом Дьяченко руководил фирмой по производству "скорлупочных дверей". Эта фирма была создана двумя крупными российскими нефтяными компаниями.
- Так какую должность занимает зять президента Ельцина Дьяченко в "Белка трейдинг "? - Насколько я знаю, господин Дьяченко является одним из высокопоставленных сотрудников в группе компаний Belka.Belka Trading это лишь одна из компаний. Дело в том, что группа компаний Belka - это достаточно большая структура из 8-9 компаний с российскими корнями, но она не имеет четкого структурирования. Там есть, конечно, президент, генеральный директор, бухгалтер, но, условно говоря, нет четких департаментов.
Скажем так, господин Дьяченко влияет на определенные решения в группе компаний Belka, но он не первое лицо там.
- Он входит, очевидно, в совет директоров? - Я не могу сказать этого однозначно, потому что я не знаю, есть совет директоров или нет. Но мы с вами говорим примерно об одном и том же: что он участвует в выработке решений. Этого никто не отрицает. К сожалению, его должность я сформулировать не в состоянии.
И последнее. Господин Дьяченко никогда не вызывался на допрос перед большим жюри в НьюЙорке и не был гендиректором фирмы East Coast Petroleum.
- Сколько лет Дьяченко работает в Belka? - Примерно с 1994-1995 года.
- Имя Дьяченко называлось в The New York Times в связи торговлей нефтепродуктами "Сибнефти", а именно Омского нефтеперерабатывающего завода. У Belka были какие-то особые отношения с "Сибнефтью" или для Belka это лишь один из продавцов нефтепродуктов? - Обычный продавец.
- Belka не создавала предприятий вместе с Омским заводом, "Сибнефтью"? - Создавало одно из предприятий Belka, компания Jefferson, - по-моему, вместе с "Кондпетролеумом" и Омским заводом, но это было, если не ошибаюсь, задолго до прихода нынешних акционеров "Сибнефти", год 1994-й или начало 1995-го. Это было совместное предприятие по деревообработке, оно производило двери. Более того, это предприятие существует до сих пор, реально производит двери. Но самое интересное: когда господин Дьяченко пришел в компанию, он как раз занимался вот этим производством и дверьми.
- Это предприятие называется "Медиатек", и,если не ошибаюсь, возглавлял его Виктор Хроленко, создатель Belka? - "Медиатек" на первоначальном этапе возглавлял Дьяченко. Это было именно то направление, с которым он пришел в компанию Belka, то, что он хотел развивать.
Просто так сложилось. Потом он стал заниматься и торговлей нефтепродуктами, металлами.
- Скажите, а почему две крупнейшие нефтяные компании стали учредителями в "Медиатеке" - в маленькой фирме, которую хотел создать Дьяченко? - Хороший вопрос. Я помню, что я этот вопрос в Америке поднимал перед своими клиентами. Я понимал, что этот вопрос однажды будет задан. Помню, что был какойто разумный ответ. Это была идея кого-то именно с Омского НПЗ, чтобы заниматься производством дверей. Честно, не помню, потому что не ожидал такого вопроса. Все обычно интересуются только одним: есть Benex или нет, есть ли деньги МВФ и т. д.
Из стенограммы слушаний о скандале BoNY в конгрессе США Джим Лич: В сегодняшнем номере Wall Street Journal сообщается, что следственные органы занимаются изучением двух счетов в филиале вашего банка на Каймановых островах. Эти счета принадлежат Леониду Дьяченко, мужу Татьяны Дьяченко, дочери президента Ельцина и его ближайшему советнику. В статье сделано предположение, что эти счета были открыты на имя двух офшорных компаний. Кому принадлежат эти компании, не совсем ясно. Известно, однако, что на этот счет поступали деньги от двух компаний, контролирующихся Леонидом Дьяченко и расположенных на Каймановых островах. Эти компании в свою очередь связаны с российской компанией, занимавшейся публикацией мемуаров президента Ельцина.
Вы можете ответить нам, действительно ли Bank of New York открыл счета для Леонида Дьяченко на Каймановых островах? Томас Рени: Как вы можете себе представить, господин председатель, это исключительно важный вопрос, поскольку он является предметом пристального внимания следственных органов. Наша политика состоит в том, чтобы не обсуждать отношения между банком и его клиентами.
Такой политики придерживаются практически все банки, о которых я знаю. В особенности в ситуации, когда вокруг этого вопроса проводится расследование.
Принимая во внимание сегодняшнее заявление прессы, я могу подтвердить факт существования этих двух счетов в Bank of New York. Я также могу еще раз указать на то, что наш филиал на Каймановых островах (так же, как и любой другой филиал любого другого американского банка) находится под юрисдикцией Федеральной резервной системы, и на то, что все средства, которые могут находиться на счетах нашего филиала на Каймановых островах, также находятся под юрисдикцией ФРС.