Смерть на высоте 11 км


Вчера в небе Германии столкнулись два самолета - Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" (БАЛ) и грузовой Boeing-757 компании DHL. Авиадиспетчеры утверждают, что экипаж российского самолета не отвечал на их запросы, а глава башкирской авиакомпании винит в трагедии наземные службы. В любом случае это тяжелейшая утрата для правительства Башкортостана - погибли дети 29 его сотрудников.

По оценке главы Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) Александра Нерадько, вероятность столкновения самолетов в воздухе составляет 10 в минус 16-й степени. Однако ночью с понедельника на вторник произошло невероятное. Самолеты шли навстречу друг другу на высоте около 11 000 м ("тушка" вылетела из Москвы в Барселону, а Boeing - из Бахрейна в Брюссель). Диспетчер приказал Ту-154 снизить высоту, но пилот не реагировал. В это время у Boeing сработала система предупреждения столкновения в воздухе (TCAS) и самолет снизился, но в тот же момент стал выполнять команду диспетчера и Ту-154. Самолеты столкнулись.

Погибли два пилота Boeing и 69 россиян. Среди них были 52 ребенка, летевших из Уфы на отдых в Испанию. Премьер-министр Башкортостана Рафаэль Байдавлетов сообщил, что родители 27 погибших ребят работают в правительстве республики, а отцы еще двух заведуют отделами в министерствах. Впрочем, начальник информационного управления администрации президента Башкортостана Марат Ямалов говорит, что на отдых в Испанию детей отправляли не по номенклатурному принципу. "Группа формировалась стихийно из отличников и победителей олимпиад, были дети из школ со специализированным уклоном, потому что все проходило по линии представительства ЮНЕСКО, - пояснил "Ведомостям" Ямалов. - Уже потом, когда группа была укомплектована, выяснилось, что там представлена и администрация [президента], и аппарат правительства, и Законодательное собрание, и некоторые вузы".

В DHL пока не говорят о возможных причинах катастрофы. Представитель компании в Брюсселе лишь сослался на заявления швейцарских диспетчеров, в зоне ответственности которых и случилась трагедия. Официальный представитель диспетчеров Тони Мааг в телеинтервью заявил: "Мы говорили ему (пилоту) два или три раза снизиться, прежде чем он это сделал. Экипаж поначалу не реагировал". Министр транспорта немецкой земли Баден-Вюртемберг Ульрих Мюллер резюмировал, что "имело место непонимание".

Однако, по версии гендиректора БАЛ Николая Одегова, виновны именно диспетчеры, которые свели в воздухе два самолета. Об этом он заявил вчера на пресс-конференции. Представители БАЛ утверждают, что командир экипажа прекрасно знал английский язык.

Владельцы столкнувшихся судов БАЛ и DHL подчеркивают, что их самолеты и экипажи были прекрасно подготовлены и оснащены всем необходимым оборудованием. "Это был практически новый самолет, выпущенный в 1995 г., - заявил "Ведомостям" помощник гендиректора БАЛ Геннадий Пирогов. - А командир экипажа Александр Гросс был опытнейшим пилотом, он налетал на международных рейсах около 4000 часов".

Редактор по вопросам авиабезопасности военного издательства JaneХs Крис Ейтс высказал Reuters мнение, что российские пилоты могли настроить свое радио на неверную частоту, когда пролетали границу Германии и Швейцарии. А редактор журнала Flight International Давид Лермонт считает странным, что авиадиспетчер, не дождавшись ответа от Ту-154, не связался с экипажем Boeing. "Это катастрофа, которой могло бы и не быть", - сказал Лермонт.

Кто кого не понял, должно будет выяснить расследование, которое будут вести немецкие авиационные власти. Помогать им вызвались российские специалисты. Пока наши чиновники осторожны в своих оценках. Источник в ГСГА заявил "Ведомостям", что о возможных санкциях говорить рано. "Не исключено, что авиационные власти ужесточат требования к перевозчикам, но какого рода будут эти меры - неизвестно, - говорит чиновник. - Ясно одно - запрещать полеты Ту-154 никто не будет".

КТО ЗАПЛАТИТ ВОЗМЕЩЕНИЕ? Ответственность перед третьими лицами "Башкирских авиалиний" была застрахована в компании "Социнвест" (Уфа). Максимальный лимит ответственности по полису не превышает $75 млн. Риск был перестрахован в компании "АВИКОС". По данным исполнительного директора "АВИКОСа" Ильи Кабачника, страхование ответственности компании DHL, эксплуатировавшей Boeing-757, было организовано страховым брокером AON. Сам Boeing был застрахован на $38 млн. Данных о страховании российского Ту-154М нет. Вопрос о том, какая сторона будет выплачивать страховое возмещение, пока даже не обсуждается - для этого необходимо определить степень виновности в катастрофе DHL и "Башкирских авиалиний" и наземных диспетчерских служб.