Благородная бедность


В прошлом году семь ведущих российских партий официально потратили около $20 млн, хотя, по мнению аналитиков, их реальные расходы на порядок выше. Крупные компании, инвестирующие в политику десятки миллионов долларов, среди официальных спонсоров партий практически не встречаются. Лишь "Сургутнефтегаз", структуры "Альфа-групп" и УГМК открыто финансируют Народную партию, а Тюменская нефтяная компания неудачно пыталась перевести СПС 1,5 млн руб.

В распоряжении "Ведомостей" оказались официальные финансовые отчеты крупнейших российских партий за 2002 г. , сданные ими в МНС и Минюст. Российские партии хотят казаться бедными.

У Аграрной партии вообще нет никакого имущества, у ЛДПР его накопилось всего на 326 900 руб. Состоятельнее остальных "Единая Россия", имущество которой составляет 254,3 млн. У "Яблока" из автотранспорта есть только микроавтобус "ГАЗель". "ГАЗелью" и "Волгой" владеет ЛДПР, а автопарк КПРФ состоит из трех "Жигулей".

По закону любая партия может получить в год пожертвований на 1 млрд руб. Однако официальные бюджеты российских партий значительно меньше. КПРФ получила 2,8 млн руб. от юрлиц и 680 000 руб. - от физлиц. При этом еще 2,3 млн руб. КПРФ получила за счет партийных взносов. "Яблоко" в прошлом году собрало 41,9 млн руб. , а крупнейшими спонсорами партии стали ЗАО "Парсек", ООО "Юпитер XXIX", ООО "Сатурн XXV" и ООО "Венера XXI". А ООО "Сайнформ" направило 949 600 руб. в "Яблоко" и 1,2 млн в СПС. Зампред "Яблока" Виктор Иваненко вчера отказался от комментариев.

СПС в 2002 г. получил 56,3 млн руб. , например, от Фонда демократических инициатив (одним из его учредителей, судя по данным МРП, был покойный депутат Сергей Юшенков, в 2001 г. ушедший из СПС в "Либеральную Россию") , Фонда поддержки демократического единства и "Проектного центра" (обе компании учреждены депутатом от правых Николаем Брусникиным) и др. Высокопоставленный источник в СПС пояснил, что настоящие спонсоры партии - представители крупного и среднего бизнеса - перечисляют деньги в эти фонды, а оттуда они поступают в партию. "Таково пожелание бизнеса", - поясняет партиец. Только Тюменская нефтяная компания перевела правым 1,5 млн руб. , но партия вынуждена была вернуть эти деньги, потому что капитал ТНК более чем на 30% иностранный.

Зато Народная партия официально называет среди своих спонсоров "Сургутнефтегаз" (3 млн руб. ) , Уральский банк реконструкции и развития, контролируемый УГМК (3 млн руб. ) и "Альфа-Сахар" (2 млн руб. ). В то же время куда менее известная компания ООО "Стройтехмарк" направила "народникам" 10 млн руб. Всего партия Геннадия Райкова получила 106,7 млн руб. Первый зампред Народной партии Валерий Гальченко объясняет интерес крупного бизнеса к "народникам" тем, спонсоры "ищут отличную от крайних взглядов [коммунистических и либеральных] политическую опору".

На первом месте по официально собранным пожертвованиям - 370 млн руб. - оказалась "Единая Россия". Правда, представителей крупного бизнеса, сочувствующих "единороссам", в списке спонсоров нет. Не менее его половины составляют различные региональные отделения "Отечества" и "Единства" (еще в 2001 г. объединившихся в "Единую Россию") , а также сети "Народный дом", созданной в 1996 г. для поддержки Бориса Ельцина на президентских выборах.

Судя по отчетам, больше всего партии тратят на содержание своих региональных организаций. К примеру, "единороссы" на эти цели направили 151 млн руб. , народники - 86 млн руб. ," яблочники" - 9,9 млн руб. , а правые - 5 млн руб. При этом КПРФ, ЛДПР, "Яблоко" и АПР не потратили на содержание своего руководства ни рубля. А "Единой России" содержание центрального исполкома обошлось в 140 млн руб.

"Единая Россия" в 2002 г. , если верить отчету, не вела пропагандистской деятельности. Хотя известно, что "единороссы" провели несколько масштабных PR-кампаний, установив около 1000 сторон наружной рекламы. Эти акции, по тогдашним оценкам "Эспар-Аналитик", обошлись партии в $220 000 в месяц. ЛДПР, чья рекламная активность была заметно ниже, официально потратила на пропаганду 15 млн руб. , и почти вся эта сумма досталась Рекламно-адвокатскому агентству "АДА-сервис консалтинг ", учредителями которого, по данным МРП, являются Даниил Бондарь и Мара Ермолаева.

Руководитель московского представительства Bakster Group Олег Матвейчев говорит, что с реальными бюджетами партий их отчеты не имеют ничего общего. По подсчетам Матвейчева, в 2002 г. "Единая Россия" потратила не меньше $50 млн, СПС и "Яблоко" - более $10 млн, ЛДПР - около $10 млн, а Народная партия - около $5 млн. А по мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, любая партия из находящихся в Думе в 2002 г. потратила более $20 млн.

Павловский говорит, что "за 10 лет в России сложилось табу на публичность финансирования политики". Поэтому, по его мнению, "политика стала самой черной и отсталой по корпоративному управлению отраслью экономики". А высокопоставленный сотрудник холдинга, финансирующего многие партии, говорит, что годовой бюджет только аппарата партии из первой пятерки ( "Единая Россия", КПРФ, "Яблоко" СПС и ЛДПР) составляет около $10 млн. Он также говорит, что корпорации - настоящие спонсоры партий - не выступают в этой роли официально, потому что "трудно будет объяснить миноритарным акционерам, зачем на политику потрачены их деньги". Поэтому они финансируют политиков из прибыли, т. е. из личных денег своих основных владельцев. Кроме того, центры прибыли российских корпораций находятся за границей, а, например, кипрские и виргинские компании по закону не имеют права финансировать партии.