Китай атакует Тайвань


Сегодня Всекитайское собрание народных представителей рассмотрит закон о борьбе с расколом страны. Он определяет условия, при которых Китай вправе начать против Тайваня военные действия. Как пояснил вчера депутат, зампред постоянного комитета ВСНП Ван Чжаого, законопроект разрешает использовать военные методы для “воссоединения родины” в ответ на “инциденты, влекущие за собой отделение острова от материка”, а также в случае “исчерпания возможностей для мирного воссоединения”. Закон, по словам Ван Чжаого, не разъясняет, о каких именно инцидентах идет речь. Ранее китайские чиновники неоднократно заявляли, что готовы применить силу против Тайваня, если остров объявит независимость или вынесет вопрос об отделении от Китая на референдум. Таких же санкций, по мнению Пекина, заслуживало размещение на острове иностранных войск или затягивание Тайванем переговоров о воссоединении.

Ван Чжаого заверил депутатов, что КНР считает военные действия против островитян крайней мерой и не прибегнет к ней, пока “остается хоть лучик надежды на мирное воссоединение”. Под ним авторы закона понимают модель “одна страна – две системы”, которая использовалась при восстановлении китайского суверенитета над Гонконгом в 1997 г. и Макао в 1999 г. Перед воссоединением, говорится в законопроекте, необходимо стимулировать развитие экономических, культурных и информационных связей между КНР и Тайванем.

Официальный Тайвань отреагировал на инициативу Пекина болезненно. Закон “демонстрирует стремление китайских коммунистов силой аннексировать Тайвань и стать [доминирующей] региональной державой”, говорится в заявлении тайваньского Совета по отношениям с материком. А пресс-секретарь Министерства национальной обороны Тайваня Лю Цичэн заявил вчера в интервью АР, что вооруженные силы острова в апреле – августе проведут серию крупномасштабных маневров для проверки готовности к отражению атаки с материка.

Китайцы продвигают закон, чтобы “сорвать попытки администрации так называемого президента [Тайваня] Чэнь Шуйбяня внести поправки в конституцию острова и подготовить референдум об объявлении независимости”, уверен сотрудник посольства КНР в Москве. Этот маневр “должен предотвратить принятие новой конституции острова”, соглашается Александр Ларин из Института Дальнего Востока РАН. Однако, по его мнению, возможность военной атаки – только “предупреждение” и на применение силы Китай пойдет лишь в случае радикальных шагов Тайваня к независимости. Пугающей для тайваньцев является и норма, разрешающая Китаю войну с островом из-за нежелания Тайваня “реагировать на политические инициативы КНР” по воссоединению, замечает Ларин.

Предложения закона “не меняют позиции КНР по Тайваню, но делают ее более выразительной”, замечает Тед Карпентер из CATO Institute. Он считает, что таким образом Пекин пытается давить на тайваньский электорат и ослабить поддержку Демократической прогрессивной партии (ДПП). Раньше такие попытки приносили лишь обратный результат, напоминает эксперт. Например, накануне выборов президента Тайваня в 2000 и 2004 гг. представители КНР заявляли, что политика ДПП спровоцирует войну в проливе, что не помешало Чэнь Шуйбяню выиграть.