Канцерогены есть!


“Сибирский берег” обратился в ФАС с заявлением о недобросовестной конкуренции компании “Русскарт” и 1 августа 2006 г. служба возбудила в отношении “Русскарт” дело по ст. 10 закона “О конкуренции”, рассказал главный специалист отдела по контролю и надзору за недобросовестной конкуренцией ФАС Евгений Гриднев.

По словам патентного поверенного “Сибирского берега” Екатерины Шехтман, “Русскарт” на упаковке своих снэков (чипсов “Московский картофель”, “Лайт” и “Мягкие сухарики”) указывает, что только они не содержат акриламид. На этой информации основан и рекламный телеролик “Русскарт”, в котором тоже утверждается, что в мягких сухариках в отличие от твердых нет канцерогенов. Эта реклама транслируется с апреля 2005 г. на канале ТНТ. “Но акриламид, по нашим данным, всегда образуется в процессе производства сухариков, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью “Сибирского берега” Константин Лыкин. – Другое дело, что уровень его содержания может быть безвредным”.

28 сентября коллегия ФАС назначила экспертизу продукции “Русскарт” на предмет содержания в ней акриламида. Ее проводит немецкая частная лаборатория Eurofins analitik GMBH. Если эксперты докажут наличие акриламида в снэках “Русскарт”, то ФАС вынесет предписание об удалении компанией спорной информации с упаковки, сказал Гриднев.

“Сибирский берег” неоднократно пытался оспорить достоверность надписи на упаковках мягких сухариков, – говорит начальник юридического отдела компании “Русскарт” Александр Юдин, – хотя она всего лишь гласит, что акриламид – вредный для здоровья человека канцероген и в продукции “Русскарт” он отсутствует”. Сибиряки обратились в ФАС и арбитражный суд Москвы весной 2006 г. с требованием устранить эту надпись, считая ее недостоверной и наносящей урон деловой репутации их компании, рассказал он. Однако в обеих инстанциях не нашли оснований для возбуждения дела. В сентябре они подали три заявления в ФАС и по последнему (о недобросовестной конкуренции) сейчас идет разбирательство. ФАС выслушивает доводы обеих сторон и проводит экспертизу продукции “Русскарт”. Юрист считает, что оспорить достоверность надписи на упаковке сухариков невозможно. “Мы используем особую технологию производства сухариков, которая не предусматривает их обжарки”, – объясняет Юдин. Именно в процессе обжарки и образуется акриламид, поясняет он.

Эксперты считают, что противопоставление себя конкурентам пойдет во вред “Русскарт”.

Реклама “Русскарт” может вообще отвадить потребителя от сухариков, говорит Владимир Коровкин из Media arts FCB. “Покупателю лень разбираться, в каких сухариках есть канцерогены, а в каких нет, ему проще отказаться от продукта целиком”, – говорит эксперт. Он привел в пример рекламную кампанию сока “Любимый сад”, в которой можно было усмотреть намек на ненатуральность ингредиентов сока “Фруктовый сад”. В результате снизились продажи обеих марок. Реклама водки “Распутин” объясняла разницу между подлинной водкой и ее подделками, и некоторые потребители предпочли отказаться от “Распутина” вообще.

Доказать опасность содержания в сухариках акриламида будет сложно, считают эксперты. “Ни в действующих сегодня санитарных нормах, ни в проекте технического регламента о безопасности пищевых продуктов нет ограничений по содержанию акриламида”, – говорит директор по связям с общественностью “Бриджтаун фудс” Павел Комиссаров.

В 2005 г. “Сибирский берег” сам поплатился за недобросовестную рекламу. В рекламном слогане “Хорошие сухарики корочками не назовут”, размещенном на стикере в Московском метрополитене, ФАС усмотрела намек на продукцию другого производителя сухариков – “Бриджтаун фудс”, выпускающего “Три корочки”. По предписанию ФАС сибирякам пришлось провести контррекламную кампанию со слоганом “Настоящие сухарики могут называть корочками”.