Стратегический партнер


В то, что в Россию может приехать клуб Национальной баскетбольной ассоциации, еще два года назад верилось с трудом. Во-первых, потому, что последний раз подобное имело место в далеком 1988 году. Во-вторых, потому, что в 2004-м визит клуба «Юта Джаз» сорвался из-за «нестабильной ситуации в Москве», как заявили тогда американцы. Однако в октябре 2006 года клуб «Лос-Анджелес Клипперс» все же прилетел в российскую столицу и в рамках европейского турне четырех клубов НБА по Европе (игры прошли также в Париже, Лионе, Барселоне, Риме, Кельне) сыграл два матча с чемпионом и вице-чемпионом России – ЦСКА и «Химками». С стороны НБА основная нагрузка в переговорах с россиянами и по организации тура легла на плечи вице-президента Ассоциации Марка Аронсона, который рассказал «Пятнице» о том, для чего эти встречи нужны американцам, какой он увидел Москву и почему российские дети совершенно не похожи на китайских.

– Марк, когда и почему вы начали работать в НБА?

– (Смеется). Это забавная история. На протяжении долгого времени я работал в музыкальном бизнесе, однако семь лет назад получил предложение попробовать силы в новом деле. И ни секунды не жалею о принятом тогда решении. Основное достоинство работы в НБА – возможность очень много путешествовать. Когда ты прилетаешь в ту или иную страну как турист или как бизнесмен – это принципиально разные вещи. Совершенно иначе смотришь на города, по-новому открываешь для себя менталитет людей различных национальностей.

– Как проходили переговоры НБА с российскими клубами?

– ЦСКА – это грандиозный бренд для России. Не только в баскетболе, но и во всем, что касается спортивного бизнеса, у армейцев великолепная репутация. С другой стороны, НБА – это тоже бренд, уважаемый во всем мире на протяжении многих лет. Мы с Сергеем Кущенко (президентом ПБК ЦСКА) познакомились в 2004 году в Лос-Анджелесе на Матче всех звезд НБА и стали с ним большими друзьями. К взаимопониманию почти по всем вопросам приходили моментально. «Химки» присоединились к проекту всего полгода назад. Но и в переговорах с подмосковной командой никаких принципиальных сложностей не возникало. Кстати, я принимал активное участие в переговорах ЦСКА с клубом «Юта Джаз» и два года назад. Несмотря на то что тот проект реализовать не удалось, никакой вины армейского руководства в этом не было.

– В чем заключались ваши обязанности в рамках проекта NBA Europe Live Tour?

– Несколько дней пребывания команды НБА в европейском городе – это большой и значимый со всех точек зрения проект для обеих сторон. И для нас важно было за этот срок сделать как можно больше. На мне лежало множество организационных вопросов: перелеты, транспорт, отели, видеосъемка, собственно непосредственная подготовка к проведению матчей. Главная цель НБА в подобных международных визитах – не только популяризация баскетбола за пределами США, но и проведение различных благотворительных акций. В частности, игроки и тренеры «Клипперс», ЦСКА и «Химок» открыли библиотеку и компьютерный класс в специальном интернате № 8, а также с подарками посетили детское отделение Онкологического центра в Москве.

– Каким образом распределялись доходы от телетрансляций и продажи билетов на матчи «Лос-Анджелес Клипперс» в Москве?

– Мы работали по стандартной для Национальной баскетбольной ассоциации схеме. Клуб-хозяин ЦСКА получил возможность заработать на реализации билетов на матч. А права на телетрансляции принадлежат НБА. Матчи турнира показывал один из крупнейших американских каналов – ESPN, а также NBA TV. Конечно, для спонсоров российских команд – например «Билайна» или «Собинбанка» – также были созданы отличные условия для работы и рекламы.

– Насколько принципиально для проекта NBA Europe Live Tour участие в турнире в составе команд НБА местных игроков, например россиянина Ярослава Королева в Москве, француза Тони Паркера во Франции?

– Разумеется, эта концепция – важная составляющая проекта. Нам нужно, чтобы игры обращали на себя больше внимания, а местный игрок в клубе НБА – отличная возможность привлечь зрителей. Что касается Королева, то он отличный молодой игрок, у которого хорошее будущее. Недаром он уже выступает за сборную России. Вообще в последние годы уровень баскетбола в Америке и Европе выравнивается, и сборной США, еще несколько лет назад побеждавшей во всех турнирах, уже никто особенно не боится. Неслучайно на последнем чемпионате мира она заняла лишь третье место. Но я не хотел бы, чтобы в Европе сравнивали сборную США и клубы НБА. Мы ни в коем случае не рассматриваем визит «Клипперс» в Москву – и остальных клубов лиги в различные европейские города – как попытку каким бы то ни было образом взять реванш за поражения национальной сборной. Как я уже сказал, спортивный результат поединков не слишком важен.

– Как НБА планирует сотрудничать с европейским баскетболом в будущем?

– Уже сейчас мы ведем активные переговоры с руководством Евролиги, и совершенно точно следующей осенью команды НБА снова приедут в Европу. Извините, но пока не могу назвать конкретные города. Уточню только, что нам важно постоянно расширять рынок и приоритетными для нас станут города, которые раньше не принимали подобных матчей. Европа – важнейшее направление для развития НБА, неслучайно у Ассоциации уже имеется офис в Париже. Ближайшие 5 лет нашего сотрудничества, не сомневаюсь, будут очень плодотворными.

– Вы знаете, что недавно Москва была официально признана самым дорогим городом мира?

– О да, мы успели с этим столкнуться! Конечно, мой родной Нью-Йорк тоже весьма недешевый город, но Москва еще дороже. Особенно это касается цен за отели и в ресторанах. Стакан апельсинового сока стоит 400 рублей – в любой другой стране было бы минимум вдвое дешевле! Вообще-то я бывал в вашей столице и раньше, но сейчас она выглядит заметно богаче. Такое количество дорогих автомобилей редко увидишь где-либо еще.

– Какие стереотипы о Москве существуют сегодня в Америке? Времена, когда многие считали, что по столичным улицам ходят медведи с балалайками, закусывая водку черной икрой, давно прошли, и все же... Морозы, красивые женщины?

– Вы действительно попали в точку. Первым делом все интересуются погодой. Когда я возвращаюсь из Москвы, меня обязательно спрашивают, не замерз ли я.

Конечно, и с красавицами в России тоже все в порядке. Еще один известный стереотип – что Москва небезопасный город. Но разве можно сказать, что, например, тот же Нью-Йорк – безопасное место? Кроме того, сейчас, по-моему, каждый американец знает, что Россия – ведущий производитель газа. И пять лет назад никто не слышал слова «Лукойл», а сейчас эта компания постоянно на слуху.

– Вы как человек старшего поколения еще застали «холодную войну». Сейчас остались какие-то пережитки этого исторического противостояния?

– Конечно, люди в возрасте помнят, что Россия – очень сильная страна. Но никакой враждебности по отношению к русским давно нет и в помине. Все в прошлом. И это здорово, что наши народы сейчас относятся друг к другу с искренним уважением.

– Остается у вас время на увлечения, не связанные с работой?

– Мое главное хобби – четверо детей. Двое из них занимаются спортом: сын играет в европейский футбол, а дочка – в баскетбол. Я участвую в школьных делах своих детей, выбран членом родительского совета. К слову, российские дети куда более воспитанные, чем американцы. Хотя и им очень далеко до китайцев. Те с самого раннего возраста являют собой идеальные образцы дисциплины и послушания.