ГЛОБАЛИСТ: Преимущество момента


Конец игры на Ближнем Востоке не за горами. Сегодня очевидно, что западная политика по перекраиванию Ближнего Востока путем боевых действий потерпела неудачу. Американцам не удалось покорить Ирак (еще в меньшей степени удалось привить там демократию); израильтяне не сумели разрушить “Хезболлу” в Ливане (или подавить палестинское сопротивление); США не смогли остановить разработку ядерного оружия в Иране. Эти провалы разрушают миф об американском всемогуществе. США все еще остаются самым важным игроком на Ближнем Востоке – но не всесильным. Исламский протест привел к установлению баланса сил в регионе впервые с момента распада Османской империи. Это означает, что любые предложения по Ближнему Востоку должны быть обсуждены.

Политика начинает адаптироваться к новым реалиям. Ожидается, что группа конгрессменов под руководством Джеймса Бейкера будет рекомендовать Бушу обратиться за помощью к Сирии и Ирану. Британский премьер-министр Тони Блэр советует то же самое. С другой стороны, Иран – новый серый кардинал региона – пригласил президентов Ирака и Сирии на саммит по поводу Ирака в конце этой недели. Если найдется способ объединения этих инициатив, откроется возможность создания “единой ближневосточной стратегии”.

Помехой на этом пути является то, что Запад настаивает на предварительных условиях к любым переговорам. Иран должен отбросить свои ядерные амбиции; Иран и Сирия должны отказаться от поддержки терроризма; “Хамас”, как правящая партия Палестины, должна отказаться от поддержки терроризма и признать Израиль. Это нереалистично. Эти отречения, которых ожидает Запад, должны стать частью сделки, а не предварительными условиями начала переговоров. Я сомневаюсь, что Буш, Блэр и Ольмерт уже поняли это.

Элементы мирного соглашения на “всем Ближнем Востоке” легко различимы. Они включают в себя: федеративный Ирак, одобривший формулу раздела доходов от нефти между тремя основными провинциями; полностью независимая Палестина в границах 1967 г.; постепенный вывод американских войск с Ближнего Востока в обмен на гарантии бесперебойных поставок нефти; создание безъядерной зоны (при этом Израиль должен отказаться от бомбы); восстановление таможенного союза между Израилем и Палестиной с возможным включением в его состав Иордании и Ливана; значительные финансовые ресурсы послевоенного восстановления.

Сделка может произойти на мирной конференции, на которую генеральный секретарь ООН может пригласить пять постоянных членов Совета Безопасности, представителей всех государств Ближнего Востока и соседних регионов. Ее целью должно стать достижение мирного соглашения, которое станет основой современных международных правовых договоренностей в регионе.

Подобные идеи могут показаться безумными. Однако иногда безумные идеи являются единственными реалистичными. Вышеописанная схема – попытка связать инициативы и проекты, уже зародившиеся. Преимущество момента в том, что США все еще удерживают мощные рычаги влияния на Ближнем Востоке, но не могут навязывать свою волю. Именно это делает возможным достижение многостороннего соглашения. Через пять лет расклад сил будет соответствовать интересам Запада в меньшей степени.