К чему приводит спешка


Около 10 лет ученые под руководством Терезы Амабиле, профессора из Гарвардской школы бизнеса, проводят исследования, выясняя, как внешние условия влияют на способность выполнять творческую работу. Ученые наблюдают за 177 сотрудниками в семи компаниях из трех отраслей. Ежедневно в течение нескольких периодов наблюдения испытуемым предлагалось заполнять анкеты, в которых их просили оценить степень загруженности и нехватки времени по шкале от 1 до 7. Раз в месяц их просили оценить творческий вклад коллег.

Один из главных выводов, к которому пришли исследователи: в условиях нехватки времени большинство людей тупеет. В дни наибольшей загруженности способность к творчеству снижалась минимум на 45%. В условиях нехватки времени люди склонны концентрироваться на негативной информации, не стремятся к победе, стараются свести к минимуму риск поражения, пишет Тереза Амабиле. Более того, в цейтноте испытуемые теряли ориентиры: считали, что в самый напряженный момент у них “включались мозги” и повышалась способность выполнять творческую работу. На деле их мышление становилось узким, неглубоким, консервативным, пишут исследователи.

Поиск ориентиров

Люди, живущие в состоянии постоянной нехватки времени, привыкают к чувству опасности, у них выделяется адреналин, им нравится быть в таком состоянии, но результаты их работы оставляют желать лучшего, говорит Ирина Иголкина, независимый консультант по управлению временем. “Самые грубые ошибки шахматисты и бизнесмены совершают в цейтноте”, – отмечает Жоэль Лотье, директор французского представительства российской консалтинговой компании Strategica и международный гроссмейстер по шахматам. Большинство людей в условиях дефицита времени работают плохо, говорит Тахир Базаров, профессор МГУ и глава компании “Центр кадровых технологий”.

В американской инвестиционной практике запрещено давить, чтобы быстрее завершить сделку, говорит Николай Клековкин, член совета директоров “Ренессанс Страхования”. Инвестбанкир, позвонивший среди ночи своему клиенту с сообщением о том, что завтра рухнет рынок и нужно сбрасывать акции, рискует вылететь из профессии, отмечает он.

Не лучше работают в условиях нехватки времени и группы, говорит Александр Иконников, партнер консалтинговой компании Board Solutions и независимый член совета директоров “Балтики”. В сутолоке хватаются за мелочи, а важные вопросы не решаются, отмечает он.

Гений и бездейство

Решения, принятые в спешке, как правило, оказываются некачественными, говорит Андрей Амлинский, глава рекламной компании Amlinsky Creative Strategy. И лишь иногда может возникать эффект человека, бегущего от собаки, который перепрыгивает трехметровый забор, отмечает он. “Я встречал людей, на которых работа в режиме цейтнота оказывает самое положительное влияние, – признает Базаров из МГУ. – Такие люди живут “здесь и сейчас”. Для них главное то, что происходит в настоящем. Их прошлое плохо структурировано. Для них характерно игровое отношение к жизни и работе. Их цель – самовыражение. Среди них есть несколько гениев и полно бездарей, считающих себя гениями. Среди бюрократов таких людей нет, среди технологов тоже. Среди людей творческих профессий – 20%”.

Люди, способные работать в условиях высокой неопределенности и нехватки времени, даже внешне выглядят неорганизованными, говорит Клековкин из “Ренессанс Страхования”. Они могут опоздать на какую-нибудь встречу, особенно ту, которую считают не важной. Но в нужный момент умеют собраться и оказываются на удивление быстрыми и гибкими, отмечает он.

Неплохо справляются с работой в условиях острой нехватки времени те, кто мыслит общими планами и не нуждается в точном расчете, говорит Лотье из Strategica. Cитуация нехватки времени может служить лакмусовой бумажкой, показывающей степень внутренней организованности и подготовленности человека, отмечает он.

Те же, кто всегда все делает вовремя, никогда не опаздывает, ничего не забывает, нервничают, если решения приходится принимать быстро, отмечает Клековкин. Такие люди чувствуют себя комфортно, когда все продумано, рассчитано, прозрачно и, если неожиданно возникает цейтнот, – это почти катастрофа, полагает Базаров из МГУ. Если зажать их сроками, они откажутся, скажут, что могут работать либо быстро, либо качественно. “А если настоять на своем, то выдадут фиктивно демонстративный продукт – и умывайтесь им, как хотите”, – говорит он.

Выбор режима

Побороть привычку работать в цейтноте непросто. Рецепт один – планирование. Этот процесс позволяет группировать дела в однотипные блоки и экономить на этапе втягивания в работу, который может занимать значительное время, говорит Иголкина. А еще полезно научиться смотреть на себя со стороны, отмечает она. “Раньше я тоже частенько все откладывала до самого последнего момента, но в прошлом году, когда работала над книгой, сумела собраться и уложиться точно в срок”, – говорит Иголкина.

У сильных шахматистов развиваются навыки, которые помогают им справляться с нехваткой времени. Например, привычка смотреть сначала вширь, а только потом вглубь. Хороший шахматист быстро выбирает из всех вариантов один-два самых интересных и дальше концентрируется только на них, говорит Лотье. Клековкин же считает, что научиться работать качественно в цейтноте вряд ли возможно. Те, кто постоянно откладывает решение любых вопросов на самый последний момент, вряд ли научатся все продумывать заранее.

Природа озарения

В большинстве рекламных агентств работа, как правило, сдается в последний момент и бывает, хоть и редко, что хорошая идея приходит в самую последнюю ночь, рассказывает Амлинский. Причина проста. Озарение не занимает много времени. Чтобы над чем-то подумать, нужно время, а для того, чтобы что-то придумать, может хватить и одной секунды, говорит Амлинский. Но по-настоящему хорошая работа делается, конечно, не в спешке. Многие рекламные агентства озабочены получением призов на различных международных фестивалях рекламы и в последние несколько лет среди победителей оказывалось довольно много бразильских команд, рассказывает Амлинский. “Бразильский секрет” оказался прост. Выяснилось, что фестивальные ролики в бразильских рекламных агентствах не торопясь делают специальные группы сотрудников, полностью освобожденные от решения текущих задач, говорит Амлинский. Принимать в цейтноте правильные решения помогает опыт. “Я уже пять лет занимаюсь ресторанным бизнесом, – говорит Владимир Плешаков, гендиректор сети CafeMax, – и поэтому около 80% моих решений оказываются в итоге положительными”. А если бы только начал, то процент правильных решений был бы не выше 50%, полагает он.