ВЫБОРЫ: Граждане участники


Прошедшая избирательная кампания вопреки самым негативным ожиданиям и прогнозам прошла в условиях достаточно высокой активности избирателей, но, как всегда, сопровождалась традиционными нарушениями правил агитации, использованием административных рычагов влияния на избирателя, задействованием правонарушающих технологий и хитроумных приемов. В этом смысле мартовские выборы ничем особенным не отличались от предшествующих. А ведь они проходили по новым избирательным правилам, согласно которым порог явки и графа “против всех” ушли в прошлое, а большинству общественников было отказано выступать в роли наблюдателей.

И все-таки было одно отличие, неброское, но важное. Впервые в истории современной России незадолго до выборов общественные организации (не в пример некоторым политическим партиям) смогли объединить свои усилия и создали координационный совет по защите избирательных прав граждан. Причем сделали это без оглядки на власть. Просто взяли и договорились о совместных действиях с условием оставить все свои симпатии и антипатии за бортом координационного совета. Самое удивительное, что это получилось, может быть, еще не в полной мере, но достаточно заметно. В отсутствие института общественных наблюдателей горячая линия координационного совета явилась, по сути, единственным механизмом независимой оценки прошедших выборов.

Линия работала в восьми субъектах Российской Федерации с 26 февраля по 11 марта: граждане могли поделиться своим мнением о выборах, о соблюдении закона в ходе их проведения, сообщить о различных нарушениях и тревожных фактах. В результате поступило 513 обращений, в том числе 160 непосредственно в день голосования.

Анализ поступившей информации обнаружил увеличение числа обращений, в которых люди жалуются на слабую информационную работу организаторов выборов. Избиратели явно не всегда получали полную информацию о режиме работы и местонахождении избирательных комиссий, порядке получения открепительных удостоверений. При этом надо заметить, что раньше к гражданам проявлялось больше внимания в этих вопросах, представители власти не ленились раскладывать специальные бюллетени по почтовым ящикам, а в подъездах развешивать на досках объявления, напоминающие жильцам о том, когда и где будут проходить выборы.

Довольно высоким (18%) остается число обращений по поводу нарушений избирательного законодательства и несовершенства или несоблюдения избирательных процедур. Например, в городе Благодарный Ставропольского края, согласно обращению одного возмущенного гражданина, списки избирателей были “составлены с большим искажением, и многие люди, придя на избирательный участок и не обнаружив себя в списках, разворачивались и уходили”.

К сожалению, по-прежнему многочисленными остаются жалобы на нарушение правил предвыборной агитации (12%). Достаточно упомянуть случай в Псковской области, когда заведующая детским садом, наверное из самых искренних побуждений, привлекла своих сотрудников распространять агитационные материалы в пользу конкретного кандидата и обещала им при этом вознаграждение из бюджетного премиального фонда. На горячую линию поступали сигналы о том, что в Ленинградской области в день голосования перед некоторыми избирательными участками проводились социологические опросы, больше смахивающие на скрытую агитацию в пользу одного из участников выборов. Подобных обращений было немало, что в общем-то развенчивает миф о том, что граждане наши безразличны к выборам и готовы воспринять любой суррогат вместо свободы волеизъявления.

Стоит отметить, что мы не ограничивались констатацией выявленных нарушений. Особенностью работы горячей линии координационного совета НПО было как раз задействование рычагов оперативного реагирования, своевременного устранения возникающих проблем, попытка слаженной работы разных общественных организаций, как правило действующих разобщенно. По всем значимым обращениям были поставлены в известность члены и председатель ЦИК России, руководители региональных избирательных комиссий, а в отдельных случаях представители политических партий.

По целому ряду обращений были приняты экстраординарные меры. Скажем, удалось предотвратить нарушения избирательных прав 1700 жителей военного городка, расположенного на границе Калужской и Московской областей, которые в силу ряда причин не были включены в списки избирателей. Кроме того, были пресечены попытки вброса бюллетеней в Новолакском районе Республики Дагестан.

Любопытно, что помимо жалоб от простых граждан на пункты нашей горячей линии поступили предложения по совершенствованию законодательства и избирательных процедур. Так, из Мурманской области пришло предложение о законодательном запрете действующим депутатам до окончания срока своих полномочий принимать участие в выборах других представительных органов власти. Некоторые избиратели выражали свое негативное отношение к последним новациям избирательного законодательства, в частности к отмене порога явки и графы “против всех”. Это лишний раз свидетельствует о том, что граждане нашей страны близко к сердцу принимают проблему выборов, им по-прежнему небезразлично, кто войдет в местный парламент и как будут подсчитаны их голоса.