Новый товар «АвтоВАЗа»

«АвтоВАЗ» придумал новый вариант господдержки. Автоконцерн предложил государству выкупить его облигации на сумму более 20 млрд руб.
Автоваз

«АвтоВАЗ»

АВТОКОНЦЕРН. Продажи – 770 000 автомобилей (2007 г., данные компании). Выручка – 187,545 млрд руб., чистая прибыль – 3,669 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Основные акционеры – Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» – по 25% плюс 1 акция.

Государству предлагается выкупить как новые облигации, так и часть выпущенных, рассказал президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. На прошлой неделе он говорил, что «АвтоВАЗ» ведет переговоры с госбанками о предоставлении кредитов на 26 млрд руб. Это общий объем госкредитования, который запрашивает компания, облигации входят в эту сумму, уточнил Алешин. Деньги нужны для предоставления товарных кредитов дилерам, которые из-за кризиса не могут занимать под оборотные средства, следовательно, не в состоянии покупать машины у завода.

Кто именно будет покупателем бумаг, Алешин не раскрыл. Топ-менеджер «АвтоВАЗа» сообщил, что переговоры ведутся прежде всего с Внешэкономбанком (ВЭБ) и госбанками; ответ «АвтоВАЗ» ждет на этой неделе. Комментарии ВЭБа получить не удалось, представитель Сбербанка, а также пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков от комментариев отказались.

Сейчас в обращении пять выпусков облигаций «АвтоВАЗа» на 13 млрд руб.: два корпоративных по 5 млрд руб. и три биржевых по 1 млрд руб. Еще шесть выпусков облигаций по 1 млрд руб. каждый «АвтоВАЗ» запланировал на 2009  г. По данным источника «Интерфакса», государству будет предложено выкупить часть корпоративных облигаций третьего выпуска (срок погашения – 2010 г., сумма – 4,7 млрд руб. под 9,6% годовых). А также бумаги двух новых выпусков: корпоративные на 10 млрд руб. (на два или три года под 8%) и биржевые на 6 млрд или 7 млрд руб. (на один год под 8%). Топ-менеджер «АвтоВАЗа» подтвердил эти данные.

«АвтоВАЗ» не единственный, кто предлагает государству облигации: РЖД готова продать государству бумаги на 100 млрд руб., «Транснефть» хотела финансировать строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы в том числе за счет выпуска облигаций в пользу государства.

Облигации дают государству больше гибкости в управлении долгом: их можно продать, заложить на счета репо в Центробанк, а для «АвтоВАЗа» этот вариант хорош тем, что не нужно искать обеспечение для кредита, говорит аналитик банка «Траст» Алексей Демкин.

Государство однажды уже спасло «АвтоВАЗ» от финансового краха: в 1997 г. бывший руководитель тольяттинского автогиганта Владимир Каданников договорился с чиновниками о реструктуризации долга в 2,8 млрд руб. на 10 лет под залог контрольного пакета завода, а в 2001 г. государство отказалось от залоговых акций, которые в итоге были аннулированы. Но сейчас на господдержку могут рассчитывать и мировые автоконцерны: группа конгрессменов США направила письмо в минфин о необходимости предоставить на поддержку автопроизводителей часть из $700 млрд, выделенных на поддержку финансового сектора, а автопроизводители Франции и Германии, по данным FT, могут претендовать на часть из 42 млрд евро, выделенных на стимулирование экономики.