Доходное место: Искусный бизнес


Галерейный бизнес – один из самых непредсказуемых, привлекательных и прибыльных: доходность может достигать 300% годовых. Но для большинства галеристов это приятное и затратное развлечение.

Деньги на ветер

Россия – совсем новый игрок на мировом галерейном рынке, первые частные салоны-галереи появились здесь только 20 лет назад. На сегодняшний день в Москве действует около 230 галерей. Убыточных среди них нет, однако, по уверению галеристов, в настоящий момент высокой доходности этот бизнес принести не может: спрос на произведения искусства слишком непостоянен, а цена арендной платы слишком высока. «Сегодня многие галереи окупаются в ноль, – говорит Ирина Мызина, директор самой крупной в мире кукольной галереи «Вахтановъ» в ЦДХ. – Основная часть вырученных с продажи денег идет на оплату аренды, остальное уходит на эксплуатационные расходы и выплату зарплаты сотрудникам. Галерейный бизнес независимо от доходов с продаж требует постоянного вливания денег – терпения хватает далеко не у всех». Мызина начала свой бизнес 11 лет назад, тогда открытие галереи обошлось ей в $10 000. Сегодня желающие открыть собственную галерею могут смело приписать к этой сумме еще один ноль.

В последние годы в столице начали образовываться особые галерейные зоны, специализирующиеся на каком-либо направлении искусства. Так, антиквары расположились в районе Арбата; «актуальщики» (те, кто занимается актуальным, или современным, искусством) собрались в центре современного искусства «Винзавод» в Сыромятническом переулке; обладатели достаточно дорогого современного искусства, а также классической и салонной живописи и скульптуры обосновались в выставочных помещениях Центрального дома художника (ЦДХ) на Крымском Валу. По центру Москвы рассредоточились галереи импрессионизма, графики, гравюры, фотографии.

Для галериста крайне важно, чтобы помещение находилось как можно ближе к историческому центру столицы, в пределах Садового кольца. В зависимости от характеристик помещения и его местоположения стоимость аренды помещений под галереи сегодня варьируется от $300 до $3000 за 1 кв. м в год. Как правило, расчет производится по обычным расценкам на аренду коммерческой недвижимости.

«Аренда – это бессмысленная трата денег, – говорит арт-директор галереи «Проун» («Винзавод») Марина Лошак. – Собственником помещения быть гораздо лучше, потому что, если что-то не получится, его всегда можно продать – и деньги вернутся. Арендуя это помещение, мы ежемесячно, ежегодно выбрасываем довольно серьезные деньги на ветер». По словам Лошак, многие галереи «Винзавода» охотно выкупили бы свое место у нынешних владельцев, но им его просто не продают. Случаи, когда владелец галереи является одновременно собственником своего выставочного помещения, в Москве достаточно редки. По оценкам разных галеристов, собственники составляют всего 5–7% от общей массы, остальные пользуются услугами арендодателей.

«Апельсиновая» история

Самое крупное скопление галерей Москвы (около 60) находится в ЦДХ. По данным сайта ЦДХ, за год через галереи ЦДХ в среднем проходит 1 млн посетителей. При достаточно большой площади (2 га) и выгодном местоположении на набережной Москвы-реки ЦДХ является лакомым куском для многих девелоперов и инвесторов. Последний и самый громкий претендент на эту площадку – компания Елены Батуриной, жены мэра Москвы Юрия Лужкова.

Медийная шумиха вокруг проекта «Апельсин» поднялась еще в марте этого года: во время презентации проекта на выставке недвижимости MIPIM-2008 Елена Батурина, президент «Интеко», предложила реализовать его на территории здания ЦДХ на Крымском Валу. На 1-м этаже «Апельсина» предполагалось разместить музей, куда предложено переехать галереям ЦДХ, на последующих – апартаменты, квартиры и гостиницу. Полгода назад о планах «Интеко» не догадывались ни в дирекции ЦДХ, который занимает 40% этого здания, ни в дирекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), которой принадлежат остальные 60%. Тогда газеты писали, что инвестиционная стоимость проекта «Апельсин» оценивается экспертами в $400 млн.

Заявление Батуриной послужило в этой истории катализатором: судьба ЦДХ и ГТГ навряд ли вызвала бы такой широкий резонанс в прессе и общественности, не заинтересуйся ею именитый девелопер. В июле по распоряжению первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова была создана комиссия по переработке и решению вопроса о судьбе здания на Крымском Валу. В комиссию в том числе были включены гендиректор ГТГ Валентин Родионов и председатель Конфедерации творческих союзов стран СНГ Масут Фаткулин (конфедерация является собственником ЦДХ). В августе вышло постановление Шувалова о создании рабочей группы по вопросам строительства на Крымском Валу нового здания Третьяковской галереи, после чего в СМИ сразу же прокатилась волна публикаций о сносе ЦДХ, однако официального решения о сносе до сих пор принято не было.

Сейчас комиссия и рабочая группа занимаются концепцией строительства двух отдельных зданий для ЦДХ и ГТГ. По словам заместителя генерального директора ГТГ Ирины Лебедевой, вероятность того, что одним из этих зданий окажется «Апельсин», «исключена в принципе»: «Музей не может находиться внутри здания с барами и гостиницами». Лебедева также сообщила, что площадь здания под ГТГ планируется увеличить на 30% – в галерее давно не хватает хранилищ и функциональных помещений. «Площадь ЦДХ будет увеличена примерно на 40%, – говорит Масут Фаткулин. – Снос здания на Крымском Валу состоится только после того, как новые здания ЦДХ и ГТГ будут сданы в эксплуатацию. Речь идет об обмене: новые здания – это компенсация за имеющееся у нас имущество. По предварительным прогнозам, здания будут построены не раньше чем через 3–4 года».

Пока комиссия ждет планировочного решения Москомархитектуры по застройке территории на Крымском Валу. Решение о размещении соседствующих зданий будет принято 1 ноября, после чего будет объявлен тендер на их строительство. Однако, по словам Фаткулина, это только первый этап застройки, на втором этапе планируется найти девелоперов для территории, которая освободится после сноса. А это означает, что шансы на культурное соседство у «Апельсина» есть. Ситуацию по застройке Крымского Вала в пресс-службе «Интеко» комментируют сдержанно, хотя и не скрывают своей заинтересованности: «Комплекс в данный момент находится в предпроектной стадии, к конкретному земельному участку он пока не привязан. При объявлении конкурса проектов комплексного освоения территорий около здания ЦДХ «Интеко» готова представить свой концепт-проект «Апельсин».

Презентация проекта «Апельсин» должна была пройти 31 октября в павильоне России на XI Венецианской биеннале при участии представителей «Интеко», мастерской Нормана Фостера, правительственных комиссий, а также противников проекта. За несколько дней до этого презентация была внезапно отменена без каких-либо комментариев со стороны руководства «Интеко». По мнению куратора российского павильона Григория Ревзина, возможно, что это победа общественности и «Елена Николаевна отступила, уходя от скандальной ситуации», отметил он в интервью «Архи.ру». «Ситуация, при которой московское правительство дает деньги москвичей в кредит компании, а компания на эти деньги начинает делать что-то вопреки желанию москвичей, – эта ситуация довольно-таки сомнительная», – добавляет он.

Место искусства

Не всякое помещение может стать местом галереи. В первую очередь в помещении галериста интересуют протяженность стен и особенности освещения, наличие окон при этом нежелательно: они уменьшают поверхность стен, кроме того, воздействие прямых солнечных лучей может губительно сказаться на качестве картины, а значит, и на ее стоимости.

Генеральный директор консалтинговой компании Art Properties Наталья Орешина уверена: далеко не все, что в Москве называется галереями, ими является: «Галереей не может называться помещение площадью 100 кв. м, по этой причине галереями вряд ли можно считать выставочные залы в ЦДХ, которые походят больше на торговые склады или комиссионные магазины». По словам Орешиной, на Западе существует определенный взгляд на то, чем должна заниматься галерея. Основная направленность ее деятельности должна быть выставочной, одновременно галерея ведет продажи картин, занимается продвижением своего товара за счет смены экспозиций, проведения вечеринок и концертов. Но чтобы продать картину, для нее нужно пространство. Стандарт галереи в западном понимании – это помещение площадью не менее 500 кв. м и высотой потолка не менее 4 м. «Сейчас наиболее близко к этому западному стандарту подошли галереи «Винзавода» в Сыромятническом переулке и «Галерея Гари Татинцяна» в доме на Ильинке», – считает Орешина.

«До того как мы обосновались на «Винзаводе», мы успели отсмотреть множество индустриальных помещений, – говорит Марина Лошак, – но ни одно из них не подходило под запрашиваемые параметры. Нам нужен был приблизительно такой метраж (галерея занимает площадь 430 кв. м. – «Ведомости»), высота потолков – не ниже 4 м. Мы хотели видеть все это вместе: 1-й этаж, правильный контекст, правильный объем. Другого такого помещения просто не нашли».

Но даже удачная находка – это только половина дела. На отделку помещения галереи «Проун» у Марины Лошак ушел год. Строить все пришлось с нуля, начиная с потолка и пола и заканчивая гипсокартонными конструкциями, которые сносят и перестраивают перед каждой новой выставкой. Кроме того, в стартовую стоимость галереи следует включить услуги дизайнера и специалистов по освещению, а также эксплуатационные издержки в виде платы за электричество и зарплаты сотрудникам. По оценкам Лошак, стартовая цена ее галереи составила бы сегодня в зависимости от разных факторов от $200 000 до $500 000.

Помимо характеристик самого помещения галеристу важен контекст: при выборе местоположения галереи учитывается значение окружающих зданий и помещений, соседство с которыми может по-разному влиять на репутацию.

Контекст может сказаться даже на том, будет проект окупаться или нет. Елена Провиз, хозяйка галереи «Елена», три года назад выкупила под выставки помещение бывшей коммунальной квартиры на 1-м этаже дома на Патриарших прудах, а затем еще два года делала в нем ремонт. Для этого пришлось снести все стены, полностью перестроить окна и поставить дорогостоящее итальянское освещение. По ее словам, все эти затраты пока не окупились: несмотря на то что Патриаршие пруды входят в топ-10 исторических мест Москвы, само место себя не оправдывает – контингент не тот. «На Патриаршие приходят не за высоким искусством, а чтобы выпить пива», – делится Провиз. Зато выросла в цене стоимость самого помещения. «Три года назад эта квартира обошлась мне в сумму чуть менее $1 млн. Сегодня поступают предложения продать ее за $8 млн», – говорит владелица.

Бизнес, чувствительный... ко всему

Пик галерейного бизнеса пришелся на середину 1990-х гг. – галереи тогда открывались спонтанно и окупались довольно быстро. «В то время у российских бизнесменов впервые сформировался накопительный капитал, – рассказывает Олег Зверев, администратор «Галереи Аллы Булянской» в ЦДХ. – Эти люди переехали из хрущевок в квартиры, сняли со стен привычные ковры и начали вешать на них картины. Они впервые стали серьезно расставаться с деньгами и приобретать серьезное искусство». Сейчас, по словам многих галеристов, ажиотаж вокруг этого бизнеса немного утих, а покупатели стали гораздо разборчивее. Тем не менее спрос на русское искусство в мире продолжает расти, что делает его все таким же привлекательным для инвесторов: современное искусство дорожает в среднем на 30% в год, а предметы антиквариата могут принести до 300% годовых.

Основные покупатели галерей – это коллекционеры, связи с которыми налаживаются годами. Правда, клиентами галерей становятся и просто состоятельные люди, желающие приобрести картину или скульптуру в подарок. Галеристы выставляют у себя произведения искусства «под комиссию»: проценты с продаж произведений искусства (каждая галерея назначает свою ставку) составляют заработок галериста, остальное идет самому автору.

Но есть и обратная сторона медали: галереи – сезонный бизнес. Высокие уровни продаж произведений искусства приходятся на весну и осень. Новогодние праздники и летние отпуска – мертвый сезон, когда галерея простаивает без посетителей, отдавая при этом большие деньги за аренду. Ко всему прочему галерейный бизнес сопряжен с высокими экономическими рисками. Изменение цен на произведения искусства непредсказуемо, так как зависит от субъективных факторов: от известности художника, политической ситуации, экономических кризисов и т. п. По словам Олега Зверева, мартовские выборы президента, а затем и августовский кризис в мировой экономике явно притормозили темпы продаж произведений искусства – в ожидании политических и экономических изменений бизнесмены принимают решение держать деньги.

«Галерейный бизнес сейчас не тот, что 10 лет назад – тогда речь шла о совершенно других суммах и доходах. Сегодня лучше всего держать еще какой-нибудь отдельный бизнес, который мог бы подстраховать галериста в тяжелое время» – по словам Зверева, так действует большинство владельцев московских галерей, для которых сами галереи являются скорее приятным развлечением, нежели средством существования.