Два года без роста

Рынок электроники и бытовой техники оправится от последствий кризиса не ранее чем через два года, подсчитали аналитики «Ренессанса». Будущее не за специализированными, а за полноформатными магазинами
С.Портер

Расходы на бытовую электронику (включает ИТ, мобильные телефоны, бытовую технику) составят в 2009 г. 886 млрд руб. ($32,5 млрд по прогнозируемому на 2009 г. среднему курсу в 27,3 руб./$), говорится в отчете банка «Ренессанс», подготовленном к публикации финансовых итогов за III квартал торговой сети «М.видео». Это лишь на 1,3% больше, чем оценка на 2008 г. – 875 млрд руб. ($35,4 млрд по прогнозируемому на 2008 г. среднему курсу в 24,6 руб./$). В долларовом выражении продажи сократятся на 8,8%. По мнению авторов отчета, снижение спроса – следствие более медленного роста экономики, располагаемых доходов населения, остановки потребительского кредитования и снижения курса рубля, которое приведет к удорожанию импортных товаров. «Катастрофы пока не видно, ведь сейчас высокий сезон. Показательны будут итоги января – апреля 2009 г., времени заключения новых контрактов. Ведь, по опыту кризиса 1998 г., могут исчезнуть не только некоторые продавцы техники, но производители и бренды», – рассуждает Александр Онищук, президент отраслевой ассоциации РАТЭК.

Восстановления рынка в «Ренессансе» ожидают не ранее чем в 2010 г. (см. график).

Продажи в полноформатных магазинах, таких как «М.видео», «Эльдорадо», «Техносила», предлагающих весь спектр бытовой электроники, в 2009 г. составят 407 млрд руб. против 402 млрд руб. в 2008 г. – рост на 1,3%, как и в целом по рынку. «Проникновение технологий в жизнь будет увеличиваться, и потребители будут предпочитать делать покупки в одном крупном магазине, где у них будет широкий выбор товаров, таких как медиапродукты и приспособления к ним», – отмечают аналитики «Ренессанса». По их оценке, у полноформатных магазинов будут хорошие возможности отобрать долю у специализированных – телекоммуникационных («Евросеть», «Диксис», «Связной») и компьютерных/офисных («Белый ветер»), которые будут предлагать в большей степени услуги, а не товары (об этом свидетельствует и недавняя покупка «Евросети» «Вымпелкомом»), либо пострадают от сокращения притока покупателей вследствие своего монопродуктового формата.

«Специализированные магазины будут вытеснены полноформатными сетями. Об этом свидетельствует западный опыт – специализированных сетей с монопродуктами практически нет», – согласна Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы». «Мы сохраним свои позиции за счет широкой географии магазинов и полноты ассортимента», – не согласна Наталья Аристова, пресс-секретарь «Евросети». К тому же, по ее словам, дополнительных клиентов компания получит за счет профильных сервисных услуг, а так же непрофильных – продажи авиа- и театральных билетов и приема денежных платежей.