Напрасные слова

Александр Гафин покидает Альфа-банк, в котором проработал 15 лет. Он долго был официальным представителем банка, в последнее время входил в совет директоров и работал советником предправления. Официальная причина отставки – заявление, будто президент банка Петр Авен готов возглавить правительство Латвии и взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса. Неофициальная – акционеры «Альфы» решили избавиться от дорогостоящего менеджера
С.Портер

Акционеры Альфа-банка пригласили Гафина на работу в 1994 г. – заниматься пиаром. С 1995 г. он уже вице-президент банка – отвечает за связи с общественностью и рекламу. В 2002 г. он вошел в совет директоров Альфа-банка, стал заниматься вопросами брендинга и маркетинговых коммуникаций.

Работа в Альфа-банке сделала Гафина известным на всю Москву человеком – он был частым гостем самых разных тусовок и культурных мероприятий, где-то – как представитель «Альфы», куда-то его приглашали лично, рассказывает один из его давних знакомых. Одно время на Гафине было много обязанностей: он был, например, и исполнительным директором Фонда Большого театра, и учредителем – вместе с Петром Авеном, Артемием Троицким и Борисом Хмельницким – благотворительной некоммерческой организации «Фонд «Русский дом детства».

На сайте Альфа-банка Гафина представляют как профессионального литератора, члена правления Всемирного фонда дикой природы, члена попечительского совета ГУВД г. Москвы, члена Союза журналистов и Союза писателей России, действительного члена российской комиссии по делам ЮНЕСКО. В его обязанности входит продвижение услуг и продуктов Альфа-банка среди VIP-аудитории в Москве и регионах России.

В одном из интервью, размещенных на сайте Альфа-банка, Гафин признается: «Бюджет, которым я располагаю, больше $10 млн в год. Культурные проекты – лишь вершина айсберга. Хотя они, конечно, козырь Альфа-банка. Помимо этого нам приходится выпускать огромное количество полиграфических материалов и сувенирной продукции для привлечения клиентов, участвовать в международных и российских конференциях, делать многое другое, без чего продвижение и создание корпоративного имиджа невозможно».

Организация гастролей звезд мировой культуры в Москве принесла Гафину нечто большее, чем просто известность: при его содействии Россию посетили Стинг, Тина Тернер, Элтон Джон, Брайан Адамс, Лайза Миннелли, Морис Бежар, а в мае 2003 г. Гафин стал одним из организаторов концерта Пола Маккартни на Красной площади.

В сентябре прошлого года он стал главным редактором российской версии ежеквартального Spears – журнала о том, как богатым стать богаче.

За годы работы в Альфа-банке Гафин сблизился с акционерами группы. В 2004 г. вместе с Михаилом Фридманом открыл на Патриарших прудах ресторан «Цвет ночи». В интервью «Российской газете» Гафин назвал себя и Фридмана соавторами идеи регулярного путешествия на джипах по разным уголкам земли: «Костяк группы постоянный. Это Михаил Фридман, Виктор Вексельберг, Герман Хан, Игорь Линшиц, Александр Абрамов, Владимир Григорьев, я. Обычно же в дорогу отправляются 10 человек на пяти автомобилях».

Конец карьере Гафина пришел совершенно неожиданно. Вчера директор департамента по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат заявил: «Александр Гафин покидает Альфа-банк навсегда в связи с заявлением, на которое его никто не уполномочивал и которое не соответствует действительности».

Речь – о публикации на сайте латвийской ежедневной газеты «Час». Она сообщила (со ссылкой на Александра Гафина), что президент Альфа-банка Петр Авен готов возглавить правительство Латвии, если ему поступит такое предложение, и взять на себя ответственность за вывод страны из тяжелейшего экономического кризиса. Вчера редактор отдела политики «Часа» Ина Ошкая наотрез отказалась говорить, при каких обстоятельствах газета взяла у Гафина комментарии, стоившие ему работы.

Председатель комиссии сейма Латвии по бюджету и финансам Карлис Лейшкалнс сказал «Ведомостям», что принял слова Гафина как шутку, в которой есть доля шутки: «Он [Авен] был бы представительным кандидатом! Финансовая империя Авена куда круче, чем госбюджет Латвии. Это можно обсудить серьезно». Но пока, насколько известно Лейшкалнсу, кандидатура Авена в латвийской политической элите не обсуждалась.

Сам Гафин еще позавчера считал, что ничего крамольного не сказал. В понедельник он заявил «Ведомостям», что вопрос об Авене как о председателе латвийского правительства возник на его недавней встрече с латвийскими бизнесменами: они поинтересовались, мог бы Авен согласиться на этот пост. Гафин – в отличие от депутата Лейшкалнса – знает, что эта тема ранее уже обсуждалась в латвийском обществе. У Авена – корни в этой стране (его дед был латышским стрелком), обратил внимание Гафин, правда, латышского языка Авен не знает и бизнеса в Латвии не имеет, зато существует Фонд Петра Авена в Латвии, который поддерживает культурные проекты. У Авена есть даже официальная должность – он председатель комиссии по российско-латвийскому сотрудничеству. Гафин уверил, что и гражданство другого государства не помеха: президентом Латвии долгое время была гражданка Канады Вайра Вике-Фрейберга.

Вчера Гафин уже не отвечал на звонки на мобильный телефон.

Петр Авен от комментариев отказался.

А знакомый Петра Авена говорит, что тот был просто взбешен неожиданным заявлением Гафина. Оно стало последней каплей, считает он: по сути, Гафин уже давно был мало в своей работе связан с «Альфой».

А вот давний друг Гафина полагает, что отставка связана исключительно с его заявлением: «Альфа» в последние 5–8 лет сторонится даже элементов политики – это видно и по политике телеканала СТС, в которой нет ни одной информационной или политической программы, и по заявлениям банка, в которых никогда не комментируются политические события. Но друг Гафина соглашается со знакомым Авена в том, что Гафин довольно давно функционально не задействован на работу в «Альфе», на условиях аутсорсинга он делал для группы некоторые проекты, связанные с культурой и рекламой. Тем не менее после отставки у Гафина сохранятся хорошие личные отношения с акционерами «Альфы», сложившиеся за долгие годы совместной работы, уверен давний друг отставника.

«Гафин несанкционированно затронул тему политики, и «альфисты», чтобы не быть обвиненными в политической самодеятельности, решили отречься от Гафина, – соглашается знакомый и Гафина, и акционеров «Альфа-групп». – В «Альфе» очень жесткие отношения, Гафин действительно был другом акционеров, но последние годы, по сути, ничем не занимался, в принятии бизнес-решений не участвовал, ежедневным пиаром занимались другие люди – вот акционеры «Альфы» и решили воспользоваться оплошностью Гафина, чтобы избавиться от него, заодно сократив затраты на его содержание».

Источник, близкий к акционерам «Альфы», сказал, что ежегодный доход Гафина составлял «несколько миллионов долларов»: «Гафин последнее время ничего не делал полезного для «Альфы», он тусовался, иногда даже мешал своими заявлениями или словами, сказанными на тусовках, его же продолжали воспринимать как представителя группы, а он не всегда следил за языком». Недавно у него даже вышел конфликт с Авеном, продолжает источник: «Гафин привел к нему журналиста, они поговорили, и журналист без всякого согласования выдал такой материал, что Авен потом долго бушевал, не зная, как откреститься от якобы сделанных официальных заявлений. На заре карьеры в «Альфе» он как пиарщик много сделал для банка, а сейчас уходит на почетную пенсию».

«Гафину уже за пятьдесят, он богатый человек, креативный, умный, со связями, он найдет себе применение, его отставка с постов в «Альфе» мало что поменяет в его жизни», – уверен знакомый с Гафиным бизнесмен.