Несгибаемый Ито

В Японии новая корпоративная мода – назначать руководителями крупных компаний молодых по меркам Японии управленцев. Недавно стало известно, что Toyota Motor возглавит правнук основателя компании 52-летний Акио Тойода. И вот новая сенсация: президентом Honda Motor станет 55-летний Таканобу Ито, начинавший карьеру, как и все руководители этой компании, инженером
Bloomberg

Honda Motor

Автопроизводитель. выручка – $80,1 млрд (9 месяцев финансового года, закончившихся 31 декабря 2008 г.): чистая прибыль – $3,1 млрд. Акционеры – 100% акций в свободном обращении. Продажи (9 месяцев финансового года, закончившихся 31 декабря 2008 г.): мотоциклов – 8,1 млн, автомобилей – 2,8 млн.

Таканобу Ито официально станет президентом после того, как его в этой должности утвердит собрание акционеров в конце июня. Главная его задача – удержать компанию на плаву в тот момент, когда по всему миру резко падает спрос на автомобили. 64-летний Такео Фукуи, занимавший президентское кресло с 2003 г., сохранит свое место в совете директоров и станет советником компании.

Именно Фукуи предложил сделать его преемником Ито. На просьбу охарактеризовать нового будущего главу компании Фукуи ответил лаконично: «Несгибаемый». Фукуи объясняет, что выбор пал на Ито из-за его энергичности и решительности, а также любви к технике. «Президент Honda обязан любить автомобили и мотоциклы и обязательно должен ценить рядовых сотрудников», – сказал Фукуи.

Ито, одно из увлечений которого мотоциклы, родился в префектуре Шизуока (Япония) и окончил Университет Киото. Он работает в Honda уже 31 год. По информации журнала Forbes, в компанию Ито пришел с университетской скамьи, поддавшись на уговоры рекрутеров, что Honda рано или поздно начнет выпуск самолетов. Это оказалось правдой: в 1989 г. Honda приступила к разработке компактных бизнес-самолетов. Ито имеет все шансы вписать имя Honda в число авиапроизводителей мира: серийный выпуск реактивных самолетов HondaJet, рассчитанных на пять пассажиров и двух членов экипажа, запланирован на 2010 г.

Но тогда, в 1978 г., вчерашнему студенту приходится забыть о самолетах и заняться автомобилями: его назначают инженером отдела исследований и новых разработок, он специализируется на конструкциях шасси. Талантливого сотрудника замечают: проходит время, и Ито поручают руководить разработкой первой в мире цельноалюминиевой несущей конструкции для спорткара NSX с центральным расположением двигателя. Благодаря широкому применению алюминиевых сплавов вес автомобиля составил всего около 1300 кг. Машина начала выпускаться в 1990 г. и производилась до середины 2000-х гг. Правда, в количестве около 100 машин в год.

В начале 1990-х гг. Ито руководит разработкой нескольких компактных седанов для японского рынка. В 1998 г. он меняет страну и становится исполнительным вице-президентом американского научно-исследовательского подразделения Honda R&D Americas, где принимает участие в разработке внедорожника Acura MDX. Эта машина появляется на американском рынке в октябре 2000 г., но Ито не дождался этого события: в июне 2000 г. он возвращается в Японию, чтобы занять место в совете директоров Honda Motor и пост управляющего директора подразделения по исследованиям и разработкам Honda R&D. В 2003 г. его повышают до президента и директора Honda R&D. С 2005 г. он также исполняет обязанности главного управляющего завода Honda Suzuka. С 2007 г. Ито работает старшим управляющим директором Honda Motor. Но в апреле 2009 г. ему предстоит вернуться на пост президента Honda R&D. Эту должность он продолжит занимать после назначения руководителем Honda.

По японским меркам Ито, которому исполнилось 55 лет, очень молод для руководителя такого уровня. Впрочем, приход «молодежи» на руководящие посты становится новым веянием в Японии. В прошлом месяце стало известно, что Toyota Motor возглавит правнук основателя компании 52-летний Акио Тойода.

Ито признается, что от предложения возглавить компанию в столь трудные времена чувствует себя «на 47% польщенным, а на 53% – в затруднительном положении: у меня было чувство, что я не могу принять предложение, ведь это очень сложное дело; я отнюдь не все время улыбался, получив эту новость». «Такой кризис случается раз в 100 лет. Я надеюсь, что во второй половине этого года или же в следующем году рынок начнет восстанавливаться, но мы не можем действовать, исходя из этого допущения», – добавляет он.

Honda переживает мировой кризис лучше, чем ее более крупные конкуренты Toyota и Nissan, благодаря тому, что специализируется на небольших машинах. При Фукуи компания переборола искушение бросить вызов американским производителям на рынке тяжелых пикапов и внедорожников, ставших первой жертвой роста цен на нефть и разгоревшегося в США кризиса.

Компании следует благодарить Фукуи и за осторожность в отношении России. В то время когда основные конкуренты Honda договаривались с российским правительством о постройке сборочных производств, Фукуи не решался на экспансию.

В отличие от Toyota и Nissan в этом году Honda рассчитывает получить чистую прибыль $860 млн (на 87% меньше, чем в прошлом финансовом году, заканчивающемся в марте). В основном компания рассчитывает на прибыль от продажи мотоциклов в Азии и Южной Америке.

Но все равно с июля прошлого года компания уже четыре раза пересматривала прогноз прибыли и предупредила о значительном текущем дефиците в I квартале 2009 г. В США продажи компании упали на 31%. Это меньше среднего показателя по США в 37%.

Пытаясь снизить расходы, Honda объявила в декабре, что отказывается от участия в гонках «Формулы-1» и выставляет свою команду на продажу. Это был непростой шаг для Фукуи, известного поклонника автогонок. Но продажа команды означает, что Honda не придется платить зарплату 500–600 работникам. Правда, на этой неделе автопроизводитель признался, что среди всего разнообразия полученных им предложений не было ни одного серьезного покупателя.

Фукуи и Ито заявили, что смена рулевого символизирует стремление перевернуть страницу и сделать ставку на долгосрочный эффект от технологических инноваций, а также желание быть готовым использовать преимущество перед конкурентами, когда кризис пойдет на спад.

Ито заявил, что испытывающая трудности Honda должна расти даже быстрее, чем обычно, выводя на рынок великолепнейшие товары. Например, он уверяет, что продолжит дело Фукуи – разработку и внедрение недорогой экологичной продукции, например гибрида Honda Insight. Недавно корпорация сообщила, что ей придется увеличить выпуск этого автомобиля стоимостью около $18 000 (в Японии – $20 000), который совсем недавно – 6 февраля – поступил в продажу в Японии, а в течение двух месяцев должен выйти на рынки Европы и США.

«По сути своей Honda – компания по производству радости, мы ожидаем, что пользователи будут покупать наши машины с таким же удовольствием, с каким мы их производим, – сказал Ито в понедельник, комментируя свое назначение. – Я хочу поднять мотивацию, чтобы вернуть нам радость».