Правила игры: Дискуссия длиной в два года

Споры о поправках в закон «О торговле» начались сразу после того, как он вступил в силу два года назад. Сейчас появился шанс создать наконец документ, который рассмотрит Госдума. Спокойного обсуждения не будет: ведь на кону введение оборотных штрафов и ужесточение антимонопольных статей, на чем настаивает ФАС, или повышение порога доминирования – к этому призывают сети
Photoxpress

Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов обещает, что Минпромторг вернется к обсуждению поправок в закон «О торговле» в марте 2012 года. По его словам, первый пакет документов отправлен в правительство, федеральные органы его рассматривают уже на «финальной стадии». Чиновник не скрывает, что разногласия остаются – прежде всего относительно корректировки статей с антимонопольными правилами.

Попытка за попыткой

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» вступил в силу 1 февраля 2010 г. Спустя полгода, в августе, закончилась отсрочка по переходу на новые правила по части взаимоотношений сетей и поставщиков. Ритейлерам запрещено брать с поставщиков какие-либо бонусы, кроме 10%-ной премии за достижение планируемого объема продаж, и ограничивать доступ к полкам другими способами; для сетей установлены максимальные сроки оплаты товара: 10 дней – по скоропортящимся, 30 дней – со сроком хранения до 30 дней и до 45 дней – по остальному продовольствию. Еще один существенный запрет: теперь, если рыночная доля сети превысила 25% на территории муниципалитета, ей нельзя покупать и арендовать там новые помещения.

Два года Минпромторг, ФАС, ритейлеры и поставщики обсуждают, что нужно изменить в законе. Первый пакет довольно радикальных поправок группа депутатов и сенаторов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой подготовила осенью 2010 г. Они предлагали, в частности, наделить региональные власти полномочиями ограничивать торговую наценку в рознице в случае, если цена на социально значимые продукты вырастает больше, чем на 40% за месяц. Проект, однако, не нашел поддержки в отраслевом министерстве. К концу 2010 г. думские слушания прошла только одна – не слишком принципиальная – поправка, расширяющая понятие ярмарочной торговли.

Антимонопольная служба подготовила свой пакет поправок к февралю 2011 г. и в июле вынесла его на обсуждение в правительстве. ФАС предложила дополнить норму, ограничивающую расширение сети при достижении рыночной доли в 25%, запретом на приобретение розничных компаний, если в итоге сделки доля покупателя также превысит этот заградительный порог. Также служба выступила за устранение противоречий между 9-й и 13-й статьями закона: в первой прямо запрещаются любые дополнительные платежи за продвижение товара, другая исключает платежи за навязанные услуги по продвижению. Под запрет должны попасть даже добровольно заказываемые поставщиком услуги по продвижению товара на полках. Согласовать проект поправок ФАС не удалось – он был возвращен на доработку из-за слишком большого количества разногласий.

Кроме того, ФАС ратует за возвращение к идее оборотных штрафов. Сейчас по Кодексу об административных правонарушениях максимальный штраф за нарушение закона «О торговле» – 5 млн руб. вне зависимости от масштабов бизнеса розничной сети. «Взыскание должно быть соразмерно выгоде от противоправной деятельности, которую получает хозяйствующий субъект, нарушая законы. Иначе тогда закон не работает, а просто является таким провокативным документом», – настаивает начальник управления контроля социальной сферы и торговых сетей ФАС Тимофей Нижегородцев. Эту идею Госдума уже однажды отвергла в пользу фиксированных штрафов.

К осени поправки созрели и в Минпромторге, который предложил дать более детальное определение торговой сети, добавив к нему «совокупную площадь не менее 500 кв. м». Министерство также выступило за создание нормативов по обеспеченности населения торговыми площадями и решило отказаться от регулирования цен на социально значимые продукты. Еще поправки Минпромторга предполагают введение административной ответственности для сетей за непредоставление сведений либо подачу недостоверной информации в торговый реестр.

Пошли в обход

Основная идея закона – открыть поставщикам продовольствия прямой путь к покупателю, снизив жесткость договорных требований, масштабы применения маркетинговых и бонусных платежей. Но за два года работы по новому регламенту воплотить ее не удалось – это признают и торговцы, и их поставщики.

Сотрудники Высшей школы экономики в исследовании «Что изменил Закон о торговле: количественный анализ», обнародованном в конце декабря 2011 г., приходят к выводу, что результаты воздействия закона на сектор оказались далеки от декларированных. «Бенефициарами от принятия закона провозглашались малый и средний бизнес, поставщики и потребители. Закон должен был ограничить рыночную власть и диктат крупных торговых сетей. Последние активно сопротивлялись принятию закона. Основной движущей силой кампании в пользу закона выступали крупные производители, прежде всего сельскохозяйственные, интересы которых эффективно лоббировались Минсельхозом», – напоминает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Опросив 512 ритейлеров и поставщиков в пяти крупнейших российских городах с сильным распространением сетевой торговли – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени, – ВШЭ выяснила, что цели достигнуты не были: розничные сети перевели маркетинговые сборы в скидки (поставщикам было предложено снижать отпускные цены), расширили систему штрафов за недопоставки и прочие нарушения. К тому же маркетинговые платежи переместились в отдельные договоры на оказание дополнительных услуг, участились случаи заключения договоров поставки через дочерние структуры, не подпадающие под действие закона.

Для 75–80% респондентов как из группы поставщиков, так и из группы ритейлеров условия заключения договоров с 2007 г. не изменились, 20% поставщиков отметили, что им стало сложнее работать с крупными сетями. Только 35% ритейлеров и 19% поставщиков указали на позитивный эффект от принятия закона для мелких поставщиков, в то время как в отношении крупных поставщиков его отмечают 47% ритейлеров и 42% поставщиков. «Если кто и выиграл, то скорее крупные участники рынка», – резюмирует Радаев.

Трудно переспорить ФАС

Если не выигравший, то уж точно не проигравший от нового закона крупный ритейл все же продолжает настаивать на изменении части действующих норм этого документа и оппонирует ФАС в дискуссии об ужесточении антимонопольных мер. «Мы знаем, что у нас большущее количество маленьких населенных пунктов – один магазин открываешь и получаешь уже больше 25% рынка», – говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Якубсон. «Руспродсоюз» считает, что чем быстрее этот удобный, комфортный канал продаж дойдет до медвежьих углов, до малых муниципальных округов, тем лучше, – объясняет председатель правления «Руспродсоюза» Максим Протасов. – Поэтому мы поддерживаем инициативу розничных сетей и по корректировке нормы закона в части увеличения возможного порога доминирования в этих малых муниципальных объединениях». ФАС возражает: именно такой порог в 25% обеспечит нормальное развитие конкуренции, при котором экономический рост идет не за счет захвата рынка, а за счет конкуренции нескольких игроков, объясняет Нижегородцев. (Подробнее см. «Опять дваадцать пять» на стр. 7.)

Всем миром

Но самая главная находка организованной розницы – межотраслевые соглашения. Весной 2009 г. ритейл пытался отсрочить принятие закона «О торговле» или смягчить тон дискуссий, начав разработку «Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания». Сейчас, накануне новых возможных изменений в регулировании отрасли, они снова берут эту тактику на вооружение – с учетом прошлых ошибок. Кодекс разрабатывают не только сети, а Межотраслевой экспертный совет, объединивший, помимо ритейлеров, союзы и ассоциации сельхозпроизводителей, молочных компаний, производителей брендованной пищевой продукции.