Достучаться до офшоров

Минфин раскрывает план борьбы с офшорами: появятся инструменты для поиска бенефициаров иностранных компаний, а информацию можно будет получить из офшоров

Бороться с бизнесом, минимизирующим налоги с помощью офшоров, призвал в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин: «Хотите в офшорах - пожалуйста, но деньги сюда».

О разработанном плане рассказал вчера директор департамента Минфина Илья Трунин, готовятся три проекта поправок в Налоговый кодекс: о налоговом резидентстве, о контролируемых иностранных компаниях и о бенефициарных получателях дохода. Задача - не дать компаниям использовать соглашения об избежании двойного налогообложения со странами (например, Кипр, Нидерланды, Ирландия, Люксембург), через которые капитал перекачивается из России в офшоры.

Первый закон касается «материнских компаний», которые «прописались» за рубежом только ради налоговых льгот, а управляются из России: они заплатят налог со всей глобальной прибыли. Второй заставит российские компании платить налог с прибыли, которая оседает на фиктивных «дочках» в низконалоговых юрисдикциях. Если их владельцы - российские граждане, им придется заплатить налог с дивидендов от таких структур (9% вместо, например, 5% по соглашению с Кипром) и с процентов (13% вместо 0%).

Проект о бенефициарных собственниках разрешит применять соглашения об избежании двойного налогообложения, только если на льготу претендует фактический владелец, объясняет партнер PwC Наталья Кузнецова. И сейчас уже почти все соглашения содержат такую оговорку, но нормы нет в российском Налоговом кодексе, хотя Минфин предлагает ввести ее еще с 2010 г., напоминает Кузнецова.

Но зато уже с 2014 г. заработают поправки в Налоговый кодекс, которые могут заставить инвесторов раскрывать таких бенефициаров. Иначе им придется заплатить 30%-ный налог с пассивных доходов, выплачиваемых за границу (после раскрытия деньги можно вернуть). Но этот механизм решает проблему лишь частично, скептична Кузнецова: номинальный владелец публичных бумаг, открывший счет в центральном депозитарии, раскроет лишь первого получателя дохода, а не всю цепочку.

Раскрыть цепочки, по которым деньги идут в офшоры, могут транзитные страны, но российским налоговикам часто не удается получить от них информацию, объясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. В 2012 г. около трети запросов ФНС остались без ответа, к тому же Россия обменивается информацией со странами, с которыми подписаны соглашения, офшоров среди них нет. С офшорами нельзя заключать соглашения об избежании двойного налогообложения, но можно об обмене информации, говорит партнер EY Владимир Гидирим.

Минфин считает, что проблема может быть решена. Почти подготовлен законопроект о ратификации конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, рассказал Трунин. Среди участников конвенции - 64 государства, в том числе офшоры. Например, офшоры Белиз, Коста-Рика, классические «холдинговые» юрисдикции - Сингапур, Люксембург, Нидерланды, Мальта, перечисляет Гидирим. Россия сможет получать информацию из стран, с которыми договоров нет, объясняет Захаров. Офшоры уже начинают раскрываться: Британские Виргинские острова, например, предоставляют информацию Великобритании.

Конвенция позволяет получать информацию не только по запросу, но и автоматически на основании общей базы данных, также страны могут предоставлять сведения по собственному желанию, отмечает Захаров. Это очень эффективный механизм, говорит Захаров, ведь страна может присылать информацию в том числе о высокопоставленных чиновниках. Такая практика уже была в начале 2000-х, вспоминает бывший сотрудник ФНС: Швеция и Испания присылали информацию о владельцах иностранной недвижимости.