Навального под замок

Следственный комитет настаивает на замене Алексею Навальному подписки о невыезде на домашний арест. Это может ухудшить положение сторонников оппозиционера на выборах в Мосгордуму
Общение Навального с миром будет затруднено/ А. Астахова/ Ведомости

СКР обратился в Басманный суд с ходатайством о замене Алексею Навальному подписки о невыезде на домашний арест, сообщила вчера пресс-служба ведомства. Следователи ссылаются на «неоднократные факты нарушений обвиняемым меры пресечения, избранной в рамках уголовного дела о хищении и легализации денежных средств» (по версии следствия, Навальный с братом заключили с «Ив Роше» заведомо невыгодный контракт, нанеся ущерб в 26 млн руб.). Оппозиционеру инкриминируют выезды за пределы Москвы без разрешения следователя, а также совершение административного правонарушения, за которое он был подвергнут административному аресту (накануне суд арестовал его на семь суток за сопротивление полиции).

В январе Навального дважды останавливали полицейские в Одинцовском районе Подмосковья, после чего СКР вынес ему предупреждение о возможности изменения меры пресечения в случае очередного нарушения подписки о невыезде. Как заявлял тогда сам Навальный, условия подписки в тот момент распространялись на Москву и область (впоследствии Подмосковье было исключено из перечня доступных ему регионов). После этого оппозиционер неоднократно запрашивал разрешение следователя на выезд из столицы, но получал отказ.

Адвокаты Навального действия СКР не комментируют. Согласно УПК подписка о невыезде обязывает подозреваемого только не покидать место жительства без разрешения следователя, являться по его вызову и не препятствовать следствию. Основания для замены меры пресечения на более строгую в законе четко не прописаны, подтверждает адвокат Владимир Жеребенков. Но ссылка на административное нарушение будет достаточно убедительным аргументом для суда, считает он. Навальный играет с огнем, убежден адвокат, очевидно, что после украинских событий любой намек на массовые выступления будет очень жестко пресекаться.

Навальный - лидер и вдохновитель работы как незарегистрированной Партии прогресса, так и Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), его изоляция от общества скажется на их функционировании, но не остановит их работу, считает соратник Навального по партии и ФБК Владимир Ашурков.

План действий сотрудников ФБК и партии на случай лишения Навального свободы был разработан еще во время процесса по делу «Кировлеса», говорит сотрудник отдела расследований ФБК Георгий Албуров. В случае изменения Навальному меры пресечения он будет задействован. После выборов мэра Москвы в фонде появилось много новых активных сотрудников из числа добровольцев предвыборного штаба, недостатка в людях нет. Для технического обеспечения работы есть исполнительный директор, который в ежедневном режиме решает оперативные вопросы, пояснил Албуров.

У фонда, который существует на пожертвования, вряд ли возникнут проблемы с фандрайзингом, считает он, наоборот, люди, возможно, станут только активнее.

Живой журнал и твиттер Навального сейчас ведут сотрудники ФБК, они продолжат заниматься этим в случае его изоляции, сообщила пресс-секретарь Навального Анна Ведута. В сервисе livejournal.com, которым пользуется для ведения блога Навальный (по данным его пресс-службы, средняя месячная аудитория - 2,5 млн заходов с уникальных устройств, включая телефоны), не существует процедуры верификации пользователей по паспорту, соответственно, никак нельзя доказать, что блог ведет конкретный человек, пояснил представитель объединенной компании «Афиша-Рамблер». У партии также есть план действий на случай физической несвободы лидера, сообщил юрист Партии прогресса Дмитрий Крайнев. Для завершения регистрации после переименования присутствие Навального не требуется, для остальных действий у Крайнева есть доверенность.

Партии и ФБК арест, если он произойдет и затянется, не помешает, но ухудшит положение сторонников Навального на выборах в Мосгордуму, отмечает политолог Александр Пожалов, оппозиционер не сможет проводить встреч с избирателями и агитировать за коллег, а это для них важный ресурс. Это, безусловно, политическое решение, уверен Ашурков, удаление Навального из публичного поля осложнит переговоры по формированию единого списка кандидатов от оппозиции, как и саму кампанию.

Пока это лишь угроза домашнего ареста и не исключено, что это последнее предупреждение, напоминание о том, что принятый в 2012 г. ужесточенный закон о митингах работает и позиция власти не меняется в условиях появившихся соблазнов взять пример с майдана, говорит Пожалов.

Сложно сказать, насколько сильную волну протеста может поднять домашний арест Навального, рассуждает Ашурков, но в день оглашения приговора по делу «Кировлеса» на улицы Москвы вышло несколько тысяч человек.