Агитбалконы вне закона

Мосгордума готовит законопроект о штрафах за размещение на балконах рекламной продукции. Власти учли опыт мэрских выборов, констатируют оппозиционеры
Евгений Фельдман/ Новая Газета

Московское отделение КПРФ ищет коммунистов и сторонников партии, готовых разместить средства агитации на окнах домов и балконах по месту жительства в ходе предвыборной кампании по выборам депутатов Мосгордумы, такое обращение опубликовано на сайте столичной организации компартии. Но если Мосгордума примет поправки в столичный кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за нарушение требований к размещению информационных конструкций, эта разновидность агитации фактически окажется под запретом, рассказал «Ведомостям» руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.

Согласно законопроекту, в апреле внесенному в Мосгордуму комиссией по городскому хозяйству и жилищной политике, нарушение установленных правительством Москвы требований к размещению информационных конструкций, появление вывесок в границах жилых помещений (в том числе на кровлях, лоджиях, балконах) грозит гражданам штрафом в 5000 руб., а юридическим лицам - до 500 000 руб. Как пояснил на заседании комиссии ее председатель, депутат-единоросс Степан Орлов, необходимость внесения таких поправок связана с тем, что в декабре прошлого года правительство Москвы утвердило новые требования к размещению и содержанию информационных конструкций: «Естественно, что, если мы что-то запрещаем, что-то регулируем, мы должны вводить необходимые санкции».

В соответствии с новыми правилами под запрет помимо прочего подпадает размещение «информационных конструкций» в границах жилых помещений, в том числе на кровлях, лоджиях и балконах, архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине). Принять закон о новых штрафах в первом чтении Мосгордума может уже в ближайшую среду.

Размещение агитационных растяжек и баннеров на балконах своих сторонников активно использовал оппозиционер Алексей Навальный в ходе кампании по выборам мэра Москвы прошлой осенью (ряд рекламных агентств под разными предлогами размещать его агитацию отказались). В общей сложности было задействовано примерно 500 таких рекламных конструкций, вспоминает руководитель московского штаба Партии прогресса Николай Ляскин. На протяжении всего агитационного периода столичные власти предпринимали немалые усилия по их демонтажу: ссылались на то, что фасады домов находятся в собственности ДЕЗов и присылали промышленных альпинистов, чтобы их снять. Балконы и квартиры сторонников кандидатов как рекламные площадки сохранят актуальность и в ходе грядущих выборов, отмечает Ляскин, установка стандартных рекламных конструкций плотно завязана на административный ресурс и оппозиционерам в размещении рекламы, как правило, отказывают: уже сейчас в рекламных агентствах утверждают, что все площади заняты до ноября (выборы в Мосгордуму пройдут в середине сентября). Введение штрафов за вывески на балконах приведет к резкому сокращению желающих разместить предвыборную агитацию, предвидит оппозиционер.