Вино покажут по телевизору

Госдума разрешила рекламировать вино, сделанное из отечественного винограда. Такая продукция занимает треть винного рынка России, но позволить себе рекламу смогут немногие
Депутаты готовы разрешить рекламу вин из российского винограда/ М. Стулов/ Ведомости

Французский путь. Дмитрий Медведев

премьер-министр. «В большинстве стран действуют самостоятельные законы на эту тему [виноградарства и виноделия], может быть, нам есть смысл пойти по французскому пути, по пути, по которому идет большинство европейских стран». 27 мая 2014 г., цитата по стенограмме на сайте правительства

Госдума вчера во втором и третьем чтении приняла изменения в закон о рекламе, которые разрешат рекламировать российские тихие и игристые вина, произведенные из отечественных виноматериалов. Проект документа размещен в автоматизированной системе на сайте Думы.

Рекламу вина можно будет размещать в периодических печатных изданиях, а также на радио и телевидении в ночное время. Также она будет разрешена на выставках пищевой продукции и организаций общественного питания. Запрет на рекламу вина сохранится для программ в прямом эфире и записей детско-юношеских спортивных соревнований. Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

С идеей поддержать российское виноделие в мае на совещании, посвященном состоянию отрасли, выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. Тогда он заявлял, что к 2020 г. площади виноградников в России должны увеличиться в 1,5 раза - до 140 000 га.

Сейчас в России выращивают виноград около 280 специализированных и фермерских хозяйств, из них у 61 есть мощности по первичной переработке винограда, говорит зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский. По его данным, в 2009-2013 гг. среднегодовая площадь виноградных насаждений с учетом Крыма и Севастополя составляла 99 550 га: «Если создать условия, площадь виноградников может увеличиться до 200 000 га, как во времена СССР, или даже до 400 000 га».

На вино из отечественного виноматериала приходится около трети рынка, или половина производимого в России вина, посчитал директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Не все это вино высокого качества, но есть много достойных напитков, о которых потребители не знают, продолжает он. С принятием закона даже маленькие предприятия, производящие вино из качественного российского винограда, смогут спокойно рекламировать и продавать свое вино при минимальном бюрократическом регулировании, передал через представителя Борис Титов, чьей семье сегодня принадлежит предприятие «Абрау-Дюрсо». В 2013 г. из 23,5 млн бутылок игристого вина на «Абрау-Дюрсо» 6,4% было продукцией из собственного винограда, сообщил представитель компании.

По мнению Дробиза, потребитель пока не воспринимает российский продукт как дорогой как раз из-за отсутствия информирования. Однако позволить себе рекламу смогут немногие, добавляет он. Многие производители готовы рекламироваться, но пока принятый законопроект вызывает много вопросов, сетует гендиректор ГК «Легенда Крыма» Михаил Штырлин: «Если у производителя линейки вина как из собственного, так и из импортного сырья, может ли он рекламироваться?» По его мнению, здесь необходимы разъяснения Росалкогольрегулирования (РАР), ФАС, Минсельхоза - быстро новый закон не заработает. Представитель Звагельского уверяет, что такое вино можно будет рекламировать. Представитель РАР на звонок «Ведомостей» не ответил.

«Говоря о рекламе, имеют в виду не дорогостоящие рекламные ролики, а способ информирования покупателя», - говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Виноделы никогда активно не рекламировались на ТВ - им важно получить доступ к печатным изданиям, в том числе к местным СМИ, добавляет он.

До введения запрета на рекламу алкоголя пресса получала от отечественных виноделов небольшие бюджеты - в основном рекламировались дорогие импортные вина и коньяки, напоминает гендиректор издательского дома «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин. В этом году отечественные виноделы, скорее всего, будут тратить на рекламу, надеется Сунгоркин: в 2015 г. та же «Комсомольская правда» может привлечь на такой рекламе около 5 млн руб. (рекламных продаж компания не раскрывает, но только в телеканал, который пришлось закрыть, она инвестировала 350 млн руб.).