Налоговая вернулась на остров красоты

Продавец косметики «Иль де боте» учитывал деньги, полученные от продажи подарочных карт корпоративным клиентам, как аванс; налоговая же посчитала это доходом

Судебная коллегия Верховного суда 23 декабря поддержала Федеральную налоговую службу в споре с ОАО «Единая Европа - С. Б.», управляющим сетью косметики и парфюмерии «Иль де боте», следует из судебной картотеки. Налоговая посчитала, что компания не платила налог на прибыль с сумм, полученных от продажи корпоративным клиентам подарочных сертификатов сети магазинов «Иль де боте», сказано в судебных документах предыдущих инстанций. Служба требовала доначислить 17,5 млн руб. налогов на добавленную стоимость и прибыль, пени и штрафа.

«Иль де боте» входит в состав компании Sephora (группа MHLV); по данным ее сайта, сеть насчитывает 143 магазина. В «Единой Европе» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Подарочные сертификаты имели ограниченный срок использования, по истечении которого конечные потребители (т. е. те, кто их получал как подарок) - физические лица - не могли отоварить сертификаты. Ритейлер указывал: в таком случае эти неиспользованные деньги становились кредиторской задолженностью перед контрагентами, а она, если не востребована кредитором, признается внереализационным доходом.

Такую позицию налогоплательщика поддержали суды первой и кассационной инстанций, указав: деньги, уплаченные при покупке сертификатов, следует понимать как предоплату за товар, который в последующем будет передан конечному потребителю. Если такой сертификат не будет отоварен, сумма предоплаты подлежит возврату компании, оплатившей ее.

Положения договора между сторонами не предусматривают возможности контроля за неиспользованными конечным потребителем деньгами и, как следствие, отсутствует возможность документального подтверждения размера неиспользованной суммы, указывала налоговая: его обоснованность определяется исключительно самим ритейлером. В тех случаях, когда покупатели пластиковых карт не обратились за возвратом, деньги, полученные под видом предоплаты, являются безвозмездно полученным имуществом, объясняла служба.

Позиция налоговой правомерна: «Иль де боте» не подтверждала документально возврат этих денег, никто не составлял актов сверки, указывает юрист налоговой практики Sameta Юлия Кузнецова. К тому же по истечении срока давности кредиторская задолженность включается в доходы, добавляет она.

Результат этого спора как прецедент будет иметь принципиально важное значение для многих сетевых магазинов, которые активно реализуют программы «подарочных сертификатов» среди своих клиентов, говорит сотрудник Федеральной налоговой службы. По его словам, специальных проверок по этому поводу служба устраивать не будет, но во время плановых проверок будет обращать внимание на этот аспект. Возможно, уже сейчас ритейлеры скорректируют свои механизмы учета денег, полученных от их продажи, добавляет он.