От редакции: Упущенная выгода

Положение обязывает экспертов Международного валютного фонда быть осторожными и консервативными. Вряд ли они когда-либо посоветуют России снижать налоги. Соблюдения строго фискального консерватизма естественно ожидать и от чиновников российского Минфина. Поэтому совсем не удивительно, что МВФ категорически не советует России снижать НДС до 13%. А представители Минфина еще раньше высказывались по поводу этой идеи безо всякого одобрения.

Смелый план снижения НДС озвучил в декабре глава правительства Михаил Фрадков. Но эксперты фонда подсчитали, что в 2006 г. бюджет потеряет от этого свыше 300 млрд руб., или 1,5% ВВП, при том что собираемость налога вырастет в лучшем случае на 0,1–0,2% ВВП. А в случае снижения цен на нефть до $20 за баррель в бюджете и вовсе образуется дефицит в 4% ВВП, усилится инфляционное давление, возрастет импорт и вместо желанного ускорения экономического роста правительство получит его замедление.

Другое дело, что, считая убытки от снижения НДС, никто никогда не считал совокупные расходы всей экономики на его администрирование. Какая часть налога возмещается необоснованно? Весной 2004 г. тогдашний министр налогов Геннадий Букаев предсказывал, что “лжеэкспорт скоро начнет съедать почти все деньги, которые бюджет собирает от НДС”, а вчера помощник президента Виктор Иванов заявил, что в некоторых регионах сумма возмещенного налога “приближается к стоимости вывозимой продукции”. Сколько стоит возврат НДС самим налогоплательщикам? По словам вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, от 10% до 50%. А это налоговое бремя кто-нибудь учитывает?

Сколько времени компании, которые не практикуют “откаты”, тратят на судебные споры с налоговиками, инспекторы – на сверку счетов-фактур, а правоохранительные органы – на поиск фирм-однодневок и разоблачение лжеэкспорта и какова эффективность всех этих действий? Судя по всему, эффективность невелика, потому что чиновники разных ведомств много лет подряд бьются над тем, как улучшить налоговое администрирование, выдумывая в разной степени вредные для экономики способы – от введения спецсчетов до создания системы электронных реестров счетов-фактур. А когда выясняется, что нововведения сами по себе будут стоить бюджету десятки миллиардов рублей, возникают совершенно экзотические идеи – например, привлечь к администрированию налога Центральный банк, которому помимо уставных занятий придется собирать у банков информацию об НДС-потоках клиентов, систематизировать ее и передавать в налоговую службу. То есть помимо налоговиков, таможенников, пограничников и милиционеров с лжеэкспортом будут бороться еще специалисты из Центрального банка.

Что будет, если вместо многолетней и изматывающей войны с лжеэкспортерами и добросовестными налогоплательщиками все эти люди займутся какими-нибудь другими полезными делами? Тем временем инвесторы могли бы направить освободившиеся силы и ресурсы в основную деятельность, то есть в конечном итоге – в рост ВВП. Конечно, “упущенная выгода” от самого факта существования НДС считается гораздо труднее, чем прямые бюджетные потери от его отмены. Но это не повод просто отмахнуться от идеи и сделать вид, что нельзя посчитать, что дороже – администрирование НДС или его отмена.