Математике можно научить

Почему в российских университетах не учат скоростному печатанию на санскрите и не требуют на экзаменах перечислить вес каждого из изданных собраний сочинений Льва Толстого? Потому что это бессмыслица, ответите вы – и будете правы.

Но почему же тогда в одном из ведущих университетов страны на факультете социологии с сентября по февраль читался курс высшей математики и в этот курс входило все: и дифференциальное и интегральное исчисление, и линейная алгебра, и аналитическая геометрия, наличие которой даже в курсе мехмата выглядит как трогательный рудимент, и дифференциальные уравнения? На более гуманитарных факультетах курс высшей математики укладывался в 8–10 лекций, включающих в себя немного матриц, теорему о неявной функции и множители Лагранжа.

Этим примером я не хочу сказать, что математика никому не нужна и время, которое тратится на нее, лучше потратить на другой предмет. Наоборот, математика – это один из главных предметов в любом образовании, и без понимания основ ее приложения добиться успеха в большинстве видов деятельности становится сложнее. Речь о том, что математику так не выучишь. Такие курсы – только маленький урок ненависти.

Основы метода «научить всему за полгода» закладывались еще в советское время. Всегда с удивлением слушал рассказы своих сверстников, поступивших в технические вузы и за пару лет проходивших у себя все то, что мы на мехмате изучали четыре года. Сейчас все эти стандарты перенесены на российскую почву без учета таких факторов, как гораздо большая доступность высшего образования, смена целевой аудитории (сравните, к примеру, желающих получить экономическое образование сейчас и тогда), резкое изменение соотношения числа технических и гуманитарных студентов в пользу последних и т. д.

Пора менять эту ситуацию. Я бы выделил четыре группы вузов или факультетов: научные (мехмат МГУ, МФТИ, РЭШ, биофак), инженерные (Бауманка, МАИ), бессмысленные (никого не хочу обидеть) и прикладные. Первые две группы сами решат, что им делать со своей программой, третьей она вообще не нужна.

Зато в четвертую группу попадает подавляющее число факультетов и университетов – от психфаков до журфаков, от медицинских до экономических. Вот для них-то и необходимо разработать новые стандарты, причем опираться можно и нужно на западный опыт. Студенты, учившие математику в вузах, должны уметь читать и рисовать графики, не путаться в процентах, разбираться в азах теории вероятности и статистики, возможно, понимать, что такое производная. Они обязательно должны уметь решать математические задачи не только на листе бумаги, но и с помощью компьютера. Только и всего. Но, поверьте, и это не мало.

А уж тем, кому в дополнение к этому набору захочется узнать, что такое голоморфные преобразования, должны быть предложены курсы по выбору.

Кстати, все это относится не только к математике – скучнейшая философия и зубодробительная физика, которым меня учили, подсказывают мне, что проблема куда масштабнее.