Как я провел время в армии

На статью Александра Губского «Цитата недели» («Я не согласен, что человек, который служит в армии, теряет год», – Андрей Фурсенко, министр образования и науки) (№ 112 от 22.06.2010, стр. 04)

В отличие от российской армии швейцарская не участвовала в военных действиях со времен Наполеона. Хотя Швейцария соблюдает нейтралитет официально с 1817 г., а фактически – с 1515 г., соседи всегда считали швейцарскую армию храброй и готовой к обороне.

Это объяснимо: начиная с 1874 г. и вплоть до окончания холодной войны под ружьем всегда находилось около 25% населения страны, а это 1,5 млн военнослужащих. Швейцарская армия долгое время была второй по величине в мире (относительно всего населения). Она уступала только израильской, структура которой, кстати, заимствована у Швейцарии.

После падения Берлинской стены и исчезновения потенциального противника численность армии сильно сократилась. Сейчас это около 125 000 военнослужащих. Армия Швейцарии в реальности представляет собой ополчение, где до 1989 г. должен был служить каждый годный к призыву мужчина до 50 лет, а после 1989 г. – до 34 лет. Это касается и солдат, и офицеров. Каждый швейцарский солдат-гражданин хранит дома оружие (205 000 стволов в 2008 г.). Это может показаться удивительным, но количество злоупотреблений и нарушений закона крайне невелико. До недавнего времени за отказ от армейской службы можно было попасть в тюрьму. Сейчас есть возможность выбрать альтернативную гражданскую службу.

Каждый год гражданин Швейцарии обязан сдать экзамен на стрельбу с дистанции 300 м, а раз в два года, пока не выйдет из призывного возраста, отправляется на трехнедельные учения своего подразделения.

Для базовой подготовки я записался в спецподразделение горных войск, где выучился на снайпера. Я не военный фанатик, но так как увлекаюсь альпинизмом, то стремился в этот род войск, чтобы чему-то научиться и испытать себя. Служба оказалась сложна как физически, так и психологически, но крайне интересна. Особенно изнурительны были первые 17 недель базовой подготовки, которые мне, 19-летнему юноше, довелось служить летом. Подготовка включала марш-броски по горам с выкладкой до 40 кг на расстояние до 100 км. Каждый день у нас проходили стрельбы, а каждую неделю – отработка действий по атаке и обороне с полным боекомплектом, включая гранаты и взрывчатку. Как правило, если нам удавалось выкроить время для сна, мы засыпали где-нибудь в лесу или горах днем, а ночью отрабатывали действия в темное время суток. Было трудно, но армия сделала из меня горного проводника, дала знания о лавинах, навыки выживания в Альпах, научила спасать людей в горах.

Кроме того, я служил в итальянской части Швейцарии, где очень красиво. Для меня это было время теснейшей связи с природой. Учения, на которые я отправлялся каждые два года, пока мне не исполнилось 34, были короткими, но не менее выматывающими. Особенно если они выпадали на осень, когда в горах становится холодно и практически все время идет дождь или снег. Лучше всего были зимние учения, когда мы передвигались на лыжах и жили в снежных укрытиях. Были случаи, когда нас выбрасывали на лыжах с вертолета на самые вершины.

Эти три недели были контрастом к моей обычной работе в офисе. Я относился к ним как к длинному активному отдыху, во время которого опять набираешь физическую форму. Кроме того, каждые выходные со сборов разрешается уезжать домой – даже во время базовой подготовки.

У армии есть и резкие критики. В 1989 г. появилось движение за роспуск армии. Его поддержало около 35,6% населения страны. Необычайно высокое число противников армии, а также окончание холодной войны вынудили правительство пойти на ряд реформ, в результате которых боеготовность армии существенно снизилась.

Тесная связь и даже отождествление швейцарцев с их армией имеет глубокие исторические корни. Нам не раз приходилось доказывать свою силу, чтобы держаться в стороне от вооруженных конфликтов. Во время Второй мировой войны главнокомандующий швейцарской армией публично предупредил Гитлера и его окружение, что в случае нападения Германии армия страны уйдет в Альпы, которые в то время считались неприступными. Опасаясь ввязываться в бесконечную партизанскую войну с отлично вооруженной армией, Германия атаковала Францию с территории Бельгии.

Сейчас швейцарская армия вынуждена доказывать свою нужность. Оправдать многомиллиардные траты на военные расходы трудно, потому что из-за нейтралитета страны армия не участвует в таких конфликтах, как афганский или иракский.