Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3103 от 17.05.2012 под заголовком: От редакции: Остаточный премьер

От редакции: Дадут ли Медведеву хоть немного поработать

Процесс формирования российского правительства затянулся. То, что президент Путин отправляет вместо себя премьера Медведева на саммит G8 в такое важное время, выглядит, с одной стороны, демаршем в адрес США и Запада. Но с другой – почему бы не предположить дискуссию между президентом и премьером, в которой Путин должен сказать последнее слово? Заработал ли Медведев за четыре года верного президентства не просто должность премьера, но и право на реальные действия?

Да, политический рейтинг Медведева 24 сентября прошлого года рухнул. Выхолощенная либерализация политической системы, вынужденное (скорее всего) лидерство в «Единой России» и отправка в Кемп-Дэвид на время консультаций по составу кабинета воспринимаются как новые удары по имиджу. Между тем для сохранения тандема и обеспечения медведевского прогноза о том, что «это все надолго», новый премьер должен получить реальные полномочия и свою реальную территорию. Мы не знаем, надолго ли «это все» на самом деле, но известно, что Путин не бросает верных людей и в целом Медведев хорошо сыграл свою роль местоблюстителя.

Утечки по поводу кадрового состава правительства, казалось бы, подтверждают вариант с деятельным премьером (см. статью во вчерашнем номере): Путин будет контролировать в правительстве силовиков (как и положено президенту), а также Минфин, Минэкономразвития и ФАС, кандидатов на остальные посты предлагал лично Медведев. Правда, главные министерства – распределители бюджета остаются у «путинских», а «медведевским» отходят скорее бюджетополучатели со стоящими перед ними трудными задачами реформирования (прежде всего это касается социального блока). Примечательно, что о Михаиле Абызове уже не говорят как о главе Министерства энергетики, предполагается, что он станет вице-премьером по делам медведевского «открытого правительства» (т. е. будет заниматься, грубо говоря, конференциями).

Четырехлетний опыт жизни тандема показывает, что Медведев не будет биться с Путиным по принципиальным вопросам. Можно предположить, что серьезной конкуренции между «путинскими» и «медведевскими» не будет из-за разницы ресурса влияния. «Медведевские», конечно, смогут предлагать свои идеи, но их реализация будет всегда зависеть от «путинского» финансирования и может оказаться в подвешенном состоянии.

Более того, вероятна конкуренция за влияние внутри медведевского правительства, потому что его члены не представляют собой единой команды. Это очень разные люди – Игорь Шувалов, Владислав Сурков, Аркадий Дворкович, Михаил Абызов, Наталья Тимакова. Еще одна проблема будущего правительства заключается в том, что его пока нет, а задачи ему уже поставлены в 11 президентских указах. Это могло бы значить, что у Путина есть некий мозговой центр, который уже разработал социально-экономическую стратегию, и поэтому не так важен будущий кадровый состав правительства: в нем главное – исполнительность. Но путинские указы установочные – там в основном целевые показатели, многие из которых воспринимаются экспертами как недостижимые. Если воспринимать этот «план Путина» всерьез, многие должности в правительстве станут «расстрельными».

А если не всерьез, то мы получим правительство из двух неравных частей. Одна часть (скорее всего, под патронатом Игоря Шувалова) будет заниматься бюджетом, ТЭКом, вопросами собственности. Другая – отвечать за всю социалку и красивые бессрочные программы вроде модернизации. Самочувствие и эффективность такого правительства будут по-прежнему зависеть от цены на нефть. И Дмитрий Медведев на посту премьера продолжит заниматься своими любимыми проектами вроде «Сколково» и даже «большой Москвы» – если цена на нефть позволит. А если не позволит, «большая Москва» может повторить участь Дворца Советов – от него тоже долго никто не отказывался, хотя было понятно, что не построят. А потом построили бассейн «Москва».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать