От редакции: Стандарты Валерия Зорькина

Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин печется о верховенстве закона не только в России, но и в мировом масштабе. В статье «Верховенство права и императив безопасности», опубликованной вчера в «Российской газете», Зорькин высказывает беспокойство по поводу двух коллизий современного международного права.

По его мнению, отсутствие общепризнанных документов о применении силы и борьбе с терроризмом позволяет ряду государств, в особенности США и их союзникам, произвольно направлять вооруженные силы против неугодных режимов под предлогом защиты прав человека. Это также порождает двойные стандарты, когда повстанцы с похожими методами действий называются террористами и, наоборот, национально-освободительной армией.

Одновременно председатель КС назвал неприемлемым распространение западных стандартов демократии и права на другие страны, особенно в части соблюдения свободы личности и самовыражения. Зорькин считает, что принцип верховенства прав человека должен применяться в зависимости от исторически сложившихся правовых систем, общественных и общественно-государственных отношений. Он также недоволен чрезмерными полномочиями Страсбургского суда, который способен «опрокинуть волю национального законодателя». В перспективе, по мнению Зорькина, общепризнанные нормы должны вырабатываться «в процессе договоренностей между всеми участниками международного взаимодействия».

Получается, что известный правовед призывает к созданию единых международных правовых стандартов (в частности, пересмотру Устава ООН) и одновременно говорит о возможности их избирательного применения. Хотелось бы уточнить, что председатель КС понимает под учетом национальных норм: в некоторых странах и сейчас применяются пытки и варварские способы казни, жестоко преследуется оппозиция. Возможно ли договориться с такими странами об общепринятых, более гуманных законах и их исполнении – вопрос риторический. Зорькин, похоже, не замечает, что эта идея, спроецированная на нашу страну, негативно отразится на соблюдении отечественных законов. Получается, что российские законодатели, развивая право, должны учитывать специфические традиции отдельных местностей. Например, разрешить применение шариатского права и многоженства в регионах с преобладающим мусульманским населением. Но тогда о законодательном закреплении собственного понимания права могут заявить следователи или полицейские.