Евгения Письменная: Привет из СССР за 5 трлн руб

Дружить с Европой уже немодно. Там кризис, забастовки, экономия на всем и от России хотят разных странных вещей вроде соблюдения прав человека и расчленения «Газпрома». Другое дело – страны Азиатско-Тихоокеанского региона: динамичны, непривередливы, рынки структурированы нежестко и демонстрируют рост. Хорошая компания для России теперь там, в Азии. Благо они тоже соседи, только с другой стороны.

Наш Дальний Восток вроде бы и рядом с азиатскими драконами, но динамичные флюиды от соседей не получает. Китайские городишки и поселки рядом с российской границей давно уже стали большими современными городами, а наша территория продолжает пустеть и беднеть. Контраст по разные стороны границы уже стал достопримечательностью: китайцы почему-то могут богатеть за счет денег наших граждан, а мы – нет.

Рассказывают, что в 2006 г. прошел Совет безопасности о том, как удержать Дальний Восток (не развивать). Тогда власть осознала: что-то идет не так, Дальний Восток границу использует как-то неразумно – вместо того чтобы выехать на соседской удаче, промышляет контрабандой и заваливает округу подержанными автомобилями. После этого Совбеза многое изменилось: начали строить дороги и выделять деньги на проведение торжественных мероприятий. Ради развития Дальнего Востока теперь трудится целое министерство.

По его оценке, на инфраструктурные, энергетические и производственные проекты региона нужно потратить 5 трлн руб. Вложишь эти деньги – и наступит счастье: в списке объектов, которые нужны Дальнему Востоку, перечислено 92 позиции.

Читая его, вроде бы соглашаешься: конечно, все это нужно региону, как и много чего еще. Одна дорога – хорошо, а три, понятно, лучше. Одна ТЭЦ – здорово, а восемь – эффективнее. Соглашаешься, но чувствуешь, что есть там подвох. Даже если не думать о сумме в 5 трлн руб. и существующих бюджетных ограничениях на их использование. Список этот как будто прислан из советского прошлого – большой, грандиозный и дорогой. И действительно, многие проекты в него «переехали» из программ, существовавших еще во времена СССР.

Несбывшиеся ожидания прошлого. От этого становится грустно – совсем не хочется, чтобы «дальневосточный маневр» вернул нас назад.