Статья опубликована в № 3235 от 21.11.2012 под заголовком: От редакции: Проектный принцип

От редакции: Составить список проектов легко

Е. Мязина / Ведомости

Перечень приоритетных проектов, представленный Министерством по развитию Дальнего Востока во Внешэкономбанк (ВЭБ), иллюстрирует самый легкий этап государственного управления. Проекты есть всегда, было бы куда представить.

Подготовить в месячный срок список проектов, реализация которых невозможна без финансовой поддержки государства, премьер Дмитрий Медведев попросил министра Виктора Ишаева 15 октября. Тогда же он предложил докапитализовать «Фонд развития Дальнего Востока» (структура ВЭБа). Уже решено, что федеральный бюджет дополнительно выделит в этом году на Дальний Восток 104 млрд руб., из них 15 млрд – в капитал «Фонда развития».

И вот список из 92 проектов готов, чиновники оценивают их общую стоимость в 5 трлн руб. (см.статью «Освоение страны» во вчерашнем номере). А еще в начале сентября Ишаев говорил о готовых 28 проектах на 9 трлн руб. (то ли снизили оценку, то ли решили пока самые дорогие не включать, то ли у министра есть несколько списков – кто знает?). Поскольку федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию Дальнего Востока существует (и продлевается) с 2007 г., а с 2009 г. существует еще и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», то проекты все время генерируются заинтересованными отраслями, ведомствами и субъектами Федерации.

Допустим, в связи с подготовкой к саммиту АТЭС во Владивостоке (прошел в сентябре) далеко не все проекты ФЦП удалось в срок и в полной мере реализовать – ничего, попадут в новые программы. Скажем, проект реконструкции Байкало-Амурской магистрали есть и в Генеральной схеме развития железных дорог до 2020 г., подготовленной РЖД. Строительство Уссурийской ТЭЦ в Приморском крае предполагалось закончить в этом году – согласно ФЦП. Не вышло, но проект уже в новом приоритетном перечне. ВЭБ также получил списки проектов от других министерств и ведомств, некоторые проекты повторяются. Под «Стратегию развития», кстати, должна быть подготовлена госпрограмма – ее пока нет, но очевидно, что в ней будет много старых проектов.

Когда только обсуждался вариант создания Корпорации по развитию Дальнего Востока, идею критиковали за возврат к советской практике развития территориально-производственных комплексов. Но корпорация создана не была, появилось стандартное министерство, и в его подходе видны стандартные российские управленческие огрехи.

О территориально-производственных комплексах тут не может быть речи: сквозного планирования из центра нет. Мотив у ведомств и регионов простой: правительство обещает финансирование – значит, надо протолкнуть побольше своих проектов, а там разберемся. Минвостокразвития выступает тут просто как новое управленческое звено, которое к тому же еще не завершило процесс перетягивания на себя всех контрольных и лоббистских функций. У большинства фигурантов нынешнего списка пока нет бизнес-плана и проектно-сметной документации, нигде не говорится и о последствиях их реализации, как индивидуальных, так и в увязке с другими проектами.

За исключением, конечно, прогнозов о «повышении надежности электроснабжения» и «увеличении объема авиаперевозок».

Собственно, на примере того же саммита АТЭС хорошо видно, к чему это приводит: по данным Счетной палаты, из запланированных 67 объектов было документально введено в эксплуатацию 23, объем нарушений оценивается в 15 млрд руб. при общем бюджете 689,6млрд руб. Расследуется уголовное дело по факту хищения бюджетных средств.

Перечень приоритетных проектов, впрочем, позволяет оценить то, как правительство представляет общие направления развития Дальнего Востока. В полном соответствии со сложившейся транзитно-экспортной специализацией предлагается развивать транспортную инфраструктуру для расширения пропускной способности на границах с Китаем и Кореей, расширять портовые мощности.

Создание благоприятных условий для бизнеса тоже обсуждается, но менее восторженно; все время говорят о налоговых льготах, но пока их список и размер не утвержден. Развитие путем предоставления субъектам Федерации и муниципалитетам большей свободы даже не обсуждается.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать