От редакции: Что ждет НКО, которые станут "иностранными агентами"

Вступление в силу закона о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» (т.е. использующих зарубежное финансирование для политической деятельности) вызвало ряд мелких провокаций. Вчера неизвестные хулиганы написали краской на здании московского офиса «Мемориала» «иностранный агент» и обклеили его стикерами с таким же текстом, прокремлевские молодежные организации провели пикет под лозунгом «Всем выйти из сумрака» перед офисом российского отделения Transparency Internatiоnal.

Неизвестно, продолжатся ли акции, важнее, насколько новый закон повлияет на работу НКО, которым грозит получение статуса «иностранного агента». По оценкам Кремля, политической деятельностью занято около 1000 некоммерческих структур, использующих зарубежные гранты.

Большинство потенциальных агентов не торопятся с регистрацией. Известные правозащитные организации, несмотря на предупреждения Минюста и возможные наказания (административные штрафы до 500000 руб. и даже срок до четырех лет), не намерены заявлять о статусе агента. Они считают закон антиконституционным и готовы к наказаниям, чтобы оспорить их в Конституционном суде или в Страсбурге. Их возмущает сам термин: в русском языке «агент» почти равен «шпиону».

Впрочем, не будем торопиться. Регламент обращения для регистрации иностранных агентов еще не разработан. Тем, кто согласен «саморазоблачиться» (Общество защиты прав потребителей вывесило на сайте баннер «иностранный агент»), обратиться пока не к кому. Бюрократическая волокита может принести пользу: пока регламент доделают, драконовский закон могут исправить. В противном случае власти могут оказаться в двусмысленной ситуации: им придется закрывать организации с мировой известностью и уголовно преследовать их руководителей. Кроме того, получится, что и сам Владимир Путин окружил себя врагами России: в новом составе Совета по правам человека при президенте по меньшей мере восемь человек представляют потенциальных «агентов».