Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3348 от 21.05.2013 под заголовком: От редакции: Кодекс передвижения

От редакции: Кодексом по мигранту

М.Стулов / Ведомости

Миграционное право в России противоречиво. Действующие нормы оставляют массу вопросов, создают простор для коррупции и вносят неопределенность в жизнь россиян и иностранцев, легких на подъем. В частности, сейчас по закону «О миграционном учете иностранных граждан» для устройства на работу граждан стран СНГ достаточно миграционной карты. Однако по закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по-прежнему необходимо получить официальное разрешение на работу.

Идея группы депутатов и поддержавшего их директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Константина Ромодановского кодифицировать и привести к единому знаменателю все законы и нормативные акты, касающиеся миграции, звучит вполне осмысленно. Ромодановский надеется, что новый кодекс, понятный россиянам и иностранцам, будет быстро принят и разработан. Вопрос – в целеполагании и проблемах, которые надеются решить инициаторы и разработчики Миграционного кодекса, в последовательности госполитики в этой деликатной сфере.

Необходимо определить приоритетные задачи в каждой из областей миграционной политики: передвижение россиян внутри страны, привлечение соотечественников из-за границы, трудовая миграция и ситуация с беженцами. Принятая в июне 2012 г. Концепция государственной миграционной политики до 2025 г. – прогрессивный и сбалансированный документ, цель которого сделать Россию страной, привлекательной для переселения из других государств. Предполагается создать четкие правила въезда и работы в России: упростить регистрацию по месту пребывания россиян и иностранцев, улучшить условия труда гастарбайтеров, повысить их правовой статус и социальные гарантии, ликвидировать теневой рынок работы и услуг нелегалов.

Впрочем, последующие законодательные инициативы и действия властей противоречат этой концепции. Госдума рассматривает проект поправок в регистрационное законодательство, вводящих штрафы за проживание не по постоянному адресу и уголовное наказание за регистрацию «без намерения проживать (пребывать) в данном помещении» и обязывающих собственников квартир доносить на постояльцев. Постановление правительства предписывает сотрудникам ЖКХ проверять квартиры, где жильцы и постояльцы потребляют слишком много воды и тепла. Можно вспомнить и инициативы на местах: казачьи патрули на Кубани, призванные выдавить пришельцев из Краснодарского края, заслужившие одобрение ФМС антимигрантские дружины в Москве.

Идея кодекса при ближайшем рассмотрении выглядит странно. Зарубежные примеры нам неизвестны: большинство стран довольствуются законом. Но дело не в этом. Есть опасение, что кодекс задуман не столько для упорядочения регулирования, сколько для создания дополнительных барьеров для мигрантов, для придания новых полномочий и силовых функций регулятору. Один из авторов проекта Миграционного кодекса – депутат Алексей Журавлев сообщил вчера, что одна из целей документа – упрощение порядка проведения рейдов сотрудников ФМС и дружинников. Но тогда о привлекательной для собственных граждан, мигрантов и иностранных туристов России придется забыть.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать