Академическая семерка

Какой выбор есть у РАН

Завершившийся во вторник отбор кандидатов на пост президента Российской академии наук и изменение порядка его выборов отражает стремление власти усилить контроль за академией и неопределенность персональных приоритетов Кремля.

Во вторник и. о. президента РАН Валерий Козлов сообщил об окончании выдвижения кандидатов на пост, освободившийся после мартовской отставки Владимира Фортова. Запланированные на 26 сентября выборы проведут по новым правилам (причем соответствующие поправки в закон о РАН пока не подписаны): кандидатов должно утвердить правительство, глава РАН будет избран простым большинством (а не двумя третями голосов, как прежде), окончательное решение принимает президент – и если он не согласится с выбором академиков, то будут назначены новые выборы.

Выборы, которые не сводятся к голосованию, начались еще до принятия закона, который таким образом получил обратную силу, что неправильно, отмечает член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик. Но процедура стала демократичнее, теперь кандидатов могут выдвигать не только отделения, но и инициативные группы. Однако необходимость одобрять кандидатов в правительстве ограничит автономию академии. Действовавшей и ранее нормы, по которой президент утверждал избранного главу РАН, было достаточно для контроля государства, считает Иванчик.

На пост президента РАН претендуют семь академиков, на предыдущих выборах кандидатов было трое. По мнению экспертов, ключевых кандидатов трое: председатель Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко, директор Института прикладной физики РАН Александр Сергеев и проректор МГУ Алексей Хохлов. Большим авторитетом пользуется также и. о. научного руководителя Института океанологии РАН Роберт Нигматулин.

Выдвижение Панченко, которого в научных кругах называют человеком, близким к президенту Курчатовского института Михаилу Ковальчуку, было поддержано большим числом академиков. Это означает, что административный ресурс работает на него, полагает замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд: группа, сорвавшая выборы президента РАН в марте, на которых побеждал Фортов, пытается снова навязать академии своего кандидата.

Результат не столь предсказуем, как кажется: итог выборов будет зависеть не только от решения наверху, но и от корпоративной солидарности академиков, их стремления сохранить автономию. У многих ученых вызывает недоумение решение Панченко снова участвовать в выборах после того, как он взял самоотвод в марте. Из-за значительного числа кандидатов он вряд ли выиграет в первом же туре, а во втором высока вероятность голосования за любого кандидата против навязываемого сверху, полагает Гельфанд.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)