Иран торгуется за условия обогащения урана

Тегеран ответил на предложения МАГАТЭ встречным условием: вывоз иранского урана за рубеж должен осуществляться частями, а не единовременно, как хотела Вена

Ответ Тегерана на предложения, сделанные стране в Вене 21 октября, МАГАТЭ передал вчера представитель Ирана при организации Али Ашгар Солтани. Венский пакет предложений предполагал вывоз из Ирана 1200 кг низкообогащенного урана (а это 80% всех запасов урана в стране) в Россию для его дообогащения до 19,75%, а затем во Францию, где из него должны были сделать топливные сборки для исследовательского реактора в Тегеране. В таком виде уран уже нельзя использовать для создания атомной бомбы, но можно получать радиоизотопы для медицинских целей, которыми Иран и мотивировал свои потребности.

Еще утром иранский лидер Махмуд Ахмадинеджад в непривычно дружелюбном тоне заявил о готовности к сотрудничеству с мировым сообществом. «Мы положительно относимся к обмену топливом, ядерному сотрудничеству, строительству реакторов и АЭС», – сказал он в телеэфире, приветствуя переход Запада от конфронтации к сотрудничеству. О деталях он умолчал.

Не был обнародовал ответ Ирана и к вечеру. «Экономические и технические озабоченности Ирана по вопросу топлива для реактора должны быть учтены», – сказал Солтани журналистам после передачи ответа властей МАГАТЭ.

Тот факт, что Тегеран в пакете предложений устраивает не все, стал очевиден еще в начале недели. В понедельник министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки выразил готовность отдать для дообогащения за рубеж «часть» имеющихся запасов урана. Во вторник глава парламентского комитета Ирана по международным делам и нацбезопасности Алаэддин Боруджерди добавил, что уран должен вывозиться из страны лишь небольшими партиями. Альтернативой, по его словам, могла бы стать покупка за рубежом пригодного для реактора в Тегеране топлива без экспорта иранского урана.

По данным иранской проправительственной газеты Javan, поэтапная, а не единовременная, как хотела Вена, отправка урана за рубеж была в итоге обозначена в качестве одного из условий Тегерана. Вошло туда и предложение «о единовременном обмене»: отдавать свой уран за границу Тегеран хотел бы одновременно с получением топлива для реактора.

Журнал Time, указывая на заявления анонимных иранских чиновников, утверждал также, что Тегеран недоволен участием в схеме Франции и предпочел бы подключить к ней Китай. Представитель МАГАТЭ сказал «Ведомостям», что такие спекуляции неуместны: у Китая нет технических возможностей работать с иранским ураном.

Реакция Запада на иранские условия появилась еще до официального обнародования всех деталей. «Это нехороший знак, – заявил журналистам во вторник министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. – Если будет необходимость, хотя мы должны подождать до конца года, мы начнем работу над санкциями». США ее уже начала. В среду комитет палаты представителей США по международным делам принял законопроект, позволяющий президенту вводить запрет на деятельность в США иностранных компаний, поставляющих топливо в Иран (40% бензина в стране – импорт). Эта мера, которая еще требует одобрения всем конгрессом, «сделает максимальными шансы на то, что Иран не сможет получить возможность развивать ядерное оружие», пояснил глава комитета демократ Ховард Берман. «Нетранспарентность ситуации» вокруг ядерной программы Ирана беспокоит и Россию, сказал в среду советник президента РФ Сергей Приходько. Но в ближайшее время санкции в отношении Ирана, по его словам, вряд ли возможны.