На Новый Арбат пришло меньше оппозиционеров, чем было указано в заявке

Внесистемная оппозиция обещает собрать миллионы на следующий митинг – в теплое время года. Но когда оппозиционеры будут обсуждать общую программу, не известно
А.Махонин/ Ведомости

Митинг 10 марта на Новом Арбате в Москве и несанкционированное шествие по Невскому проспекту в Петербурге завершили зимнюю серию акций «За честные выборы» в знак протеста против фальсификаций на выборах Думы 4 декабря 2011 г. и президентских 4 марта 2012 г.

Оргкомитет не планирует подавать новых уведомлений о массовых акциях в ближайшее время, митинги не будут созываться механически, сказал член оргкомитета Сергей Пархоменко. Следующая акция может пройти в конце апреля или накануне инаугурации президента 7 мая, предложил со сцены координатор «Левого фронта», член оргкомитета Сергей Удальцов, должны выйти миллионы.

Крупнейшей акцией кампании «За честные выборы» стало шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади 24 декабря: по данным полиции, там было 36 000 человек, организаторов – 120 000. Субботняя акция в столице собрала, по оценке организаторов, от 25 000 до 50 000; заявлено было 50 000, полиция насчитала около 10 000.

Заседания оргкомитета по итогам митинга не планируется, он был успешным, оргвыводы не нужны, считает Борис Немцов из «Парнаса», а план действий может быть обсужден на будущей неделе.

Движение не должно сбавлять темпов уличной активности, но ставку надо сделать не на частоту мероприятий, а на массовость, пояснил сопредседатель «Солидарности» Илья Яшин, собирать акции стоит только по действительно ярким, действительно важным для десятков тысяч человек поводам.

Гражданское движение не должно ограничиваться уличными акциями, заявили со сцены на Новом Арбате сразу несколько ораторов. Нет смысла выходить на улицу только для того, чтобы в очередной раз заявить, что выборы были нечестными, это стало общим местом, считает журналист Александра Добрянская, надо заняться конкретными делами. Тезисы «против» сформулированы, необходимы тезисы «за», поддержала ее телеведущая Ксения Собчак.

«За судебную реформу, социальные лифты для молодых, свободные СМИ, обширную политическую реформу», – перечислила Собчак.

Время между уличными акциями оппозиция должна посвятить популяризации своих идей, согласен Яшин. Активистам протестов необходимо опровергнуть доводы сторонников власти, что у улицы нет конструктивной программы, что оппозиции нечего предложить; программы есть у нескольких политических движений, сторонники которых выходят на митинги. Общенациональной площадки для ее обсуждения нет – нет общественного телевидения, представители власти не участвуют в дебатах с представителями оппозиции, перечисляет Яшин. В этих условиях, по его мнению, наиболее эффективны личные встречи по конкретным позициям программ.

Оппозиция упустила момент и растратила энергию протестов впустую, ограничившись санкционированными акциями, разочарован итогами кампании лидер «Другой России» Эдуард Лимонов.

Сторонники избранного президента Владимира Путина не видят перспектив у уличной оппозиции. Весь мир признал президентские выборы честными и чистыми, людей приходит меньше, в выступлениях лидеров митингующих уже нет такого энтузиазма, считает бывший руководитель штаба Путина Станислав Говорухин. С ним согласен чиновник Кремля. По его словам, уличных акций не планируют и сторонники власти, они были уместны лишь в рамках избирательной кампании. Если лидерам оппозиции не удастся конвертировать оставшиеся силы в позитивную политическую программу, их ждет размежевание и распад на более радикальные, но и более маргинальные структуры, резюмирует он.

Детальной программы у протестного движения нет, но общее понимание того, куда двигаться, есть, сейчас этого достаточно, уверен бывший сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман: «Люди шли на улицу с требованием «Путин, уходи!», а он не ушел, и потому кому-то кажется, что оппозиция проиграла. Но это не повод считать войну проигранной». Политическая реформа, предложенная президентом, – реакция на протесты, уверен Гозман: уступки, на которые власти пришлось пойти, меньше, чем рассчитывали митингующие, но и их бы не было без Болотной, Сахарова и Якиманки.