Статья опубликована в № 3056 от 11.03.2012 под заголовком: Выбранные места из бюджета

Социальная программа Владимира Путина обойдется России в 1,5% ВВП в год

Владимир Путин, избранный президентом России, заверил, что цена его обещаний не превысит 1,5% ВВП. Две трети новых социальных расходов профинансируют бюджеты регионов
С.Красноухов

Правительство увеличит социальные расходы, подтвердил свои предвыборные обещания избранный президент Владимир Путин: «Не было ничего сформулировано такого, что невозможно было бы исполнить». Cформулированное содержится в статье о социальной политике, напомнил он (см. врез).

Рост социальных расходов должен сопровождаться оптимизацией и других расходов, и структуры самих получателей средств, считает Путин: например, соотношение профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала в вузах сейчас 50 на 50, а это не оптимальное соотношение. От увеличения финансирования не должна нарушаться макроэкономическая стабильность, продолжает он: «Надо подумать и о лучшем администрировании, и над другими мерами». А всего на дополнительные социальные расходы нужно до 1,5% ВВП ежегодно, подсчитал избранный президент.

Выполнение социальных обещаний премьера обойдется бюджетной системе в 1,2–1,3% ВВП в год, конкретизировали расчеты эксперты Высшей школы экономики; в деньгах 2011 г. это порядка 700 млрд руб. Самая значительная статья расходов – 1% ВВП – поровну на повышение зарплат в сфере здравоохранения и образования, еще 0,2% – на стимулирование рождения третьего ребенка, 0,06% – на повышение социальных стипендий. «Все [перечисленные Путиным меры] практически полностью совпадают с предложениями экспертов в социальной части «Стратегии-2020», они неоднократно обсуждались в правительстве начиная с апреля прошлого года, в том числе на совещаниях у премьера», – говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Примерно половину дополнительного социального финансирования – порядка 0,6% ВВП – можно найти за счет экономии, при реструктуризации самих бюджетных секторов – переходе к нормативному подушевому финансированию, сокращении неэффективных структур и т. д., уверяет Кузьминов.

По оценкам Минфина, дополнительные расходы составят около 2% ВВП, или около 1 трлн руб. в год, сообщил человек, близкий к Минфину. Резерв экономии в образовании, здравоохранении и социальной политике (без пенсионной системы) – порядка 0,7% ВВП в среднем в год до 2020 г., подсчитало министерство. Более двух третей новых обязательств приходится на региональные бюджеты, поскольку зарплаты учителям и врачам выплачивают они.

Поддержку семей регионам сначала почти полностью (до 90%) будет субсидировать федеральный бюджет, к 2018 г. регионы должны довести свою долю до половины.

Вопрос – найдутся ли у регионов необходимые средства, рассуждает эксперт Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский.

Резервов для помощи у федеральной казны, занятой исполнением других обещаний – повышенным финансированием программы вооружений, модернизации оборонно-промышленного комплекса, дефицита пенсионной системы, – не так много. Объем только социальных обязательств перед силовиками, финансируемых из федерального бюджета (повышение денежного довольствия, зарплат, пенсий, жилье для военных), сопоставим с объемом дополнительных социальных обещаний бюджетникам – 1,1–1,3% ВВП в год, подсчитал Чернявский. Таким образом, совокупный ежегодный рост расходов бюджетной системы на социалку составляет порядка 2,6% ВВП, или 1,4 трлн руб. (в деньгах 2011 г.). Это дополнительные 7,5 руб. из каждых 100 руб. расходов федерального и региональных бюджетов, в 2011 г. потративших на социальную политику 23 руб. из каждых 100 (с учетом Пенсионного фонда, фондов соцстраха и медстраха – 32,6 руб. из каждых 100).

За последние пять лет доля регионов в расходах бюджетной системы снизилась с 43–44 до 38%, и в 2012 г. она продолжит снижаться, превышая долю доходов регионов в консолидированном бюджете (36,7% в 2011 г.). Доходные источники регионов ограниченны, правом устанавливать новые налоги и варьировать ставки (кроме льгот по налогу на прибыль) регионы не наделены, а займы под увеличение зарплат противоречат здравому смыслу, перечисляет Чернявский. Вариантов перераспределения расходов немного, уменьшение поддержки предприятий политически сложно, тем более при вступлении в ВТО, считает он, к тому же доля затрат на человеческий капитал в структуре расходов региональных бюджетов растет, а на поддержку экономики и ЖКХ – сокращается.

Предвыборные обещания премьера не выглядят невыполнимыми, считает Чернявский, но вопрос – за счет чего: «Это может вылиться в повышение налоговой нагрузки». Например, подоходного налога (он идет в региональные бюджеты) или НДС с передачей его части регионам. А за рост налогов придется заплатить торможением экономики, замечает эксперт: «Возможно, у задачки одновременно перевооружиться и улучшить качество жизни вообще нет решения».

В 2011 г. все расходы федерального и региональных бюджетов составили 34,2% ВВП, в том числе на социальную политику – 7,9% ВВП. Новые обещания премьера стоят 8% ВВП за шесть лет, подсчитало рейтинговое агентство Fitch, по расчетам Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка – 9% ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета за кризис и так вырос втрое до 10% ВВП и остается неясным, как будут осуществляться заявленные структурные реформы, беспокоится Fitch.

По расчетам ЦМИ, темпы роста ВВП на повышенные обязательства не влияют: даже благоприятные для экономики условия не смогут уменьшить нагрузку на бюджет.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать