Статья опубликована в № 3056 от 11.03.2012 под заголовком: Выбранные места из бюджета

Социальная программа Владимира Путина обойдется России в 1,5% ВВП в год

Владимир Путин, избранный президентом России, заверил, что цена его обещаний не превысит 1,5% ВВП. Две трети новых социальных расходов профинансируют бюджеты регионов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С.Красноухов

Правительство увеличит социальные расходы, подтвердил свои предвыборные обещания избранный президент Владимир Путин: «Не было ничего сформулировано такого, что невозможно было бы исполнить». Cформулированное содержится в статье о социальной политике, напомнил он (см. врез).

Рост социальных расходов должен сопровождаться оптимизацией и других расходов, и структуры самих получателей средств, считает Путин: например, соотношение профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала в вузах сейчас 50 на 50, а это не оптимальное соотношение. От увеличения финансирования не должна нарушаться макроэкономическая стабильность, продолжает он: «Надо подумать и о лучшем администрировании, и над другими мерами». А всего на дополнительные социальные расходы нужно до 1,5% ВВП ежегодно, подсчитал избранный президент.

Выполнение социальных обещаний премьера обойдется бюджетной системе в 1,2–1,3% ВВП в год, конкретизировали расчеты эксперты Высшей школы экономики; в деньгах 2011 г. это порядка 700 млрд руб. Самая значительная статья расходов – 1% ВВП – поровну на повышение зарплат в сфере здравоохранения и образования, еще 0,2% – на стимулирование рождения третьего ребенка, 0,06% – на повышение социальных стипендий. «Все [перечисленные Путиным меры] практически полностью совпадают с предложениями экспертов в социальной части «Стратегии-2020», они неоднократно обсуждались в правительстве начиная с апреля прошлого года, в том числе на совещаниях у премьера», – говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Примерно половину дополнительного социального финансирования – порядка 0,6% ВВП – можно найти за счет экономии, при реструктуризации самих бюджетных секторов – переходе к нормативному подушевому финансированию, сокращении неэффективных структур и т. д., уверяет Кузьминов.

По оценкам Минфина, дополнительные расходы составят около 2% ВВП, или около 1 трлн руб. в год, сообщил человек, близкий к Минфину. Резерв экономии в образовании, здравоохранении и социальной политике (без пенсионной системы) – порядка 0,7% ВВП в среднем в год до 2020 г., подсчитало министерство. Более двух третей новых обязательств приходится на региональные бюджеты, поскольку зарплаты учителям и врачам выплачивают они.

Поддержку семей регионам сначала почти полностью (до 90%) будет субсидировать федеральный бюджет, к 2018 г. регионы должны довести свою долю до половины.

Вопрос – найдутся ли у регионов необходимые средства, рассуждает эксперт Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский.

Резервов для помощи у федеральной казны, занятой исполнением других обещаний – повышенным финансированием программы вооружений, модернизации оборонно-промышленного комплекса, дефицита пенсионной системы, – не так много. Объем только социальных обязательств перед силовиками, финансируемых из федерального бюджета (повышение денежного довольствия, зарплат, пенсий, жилье для военных), сопоставим с объемом дополнительных социальных обещаний бюджетникам – 1,1–1,3% ВВП в год, подсчитал Чернявский. Таким образом, совокупный ежегодный рост расходов бюджетной системы на социалку составляет порядка 2,6% ВВП, или 1,4 трлн руб. (в деньгах 2011 г.). Это дополнительные 7,5 руб. из каждых 100 руб. расходов федерального и региональных бюджетов, в 2011 г. потративших на социальную политику 23 руб. из каждых 100 (с учетом Пенсионного фонда, фондов соцстраха и медстраха – 32,6 руб. из каждых 100).

За последние пять лет доля регионов в расходах бюджетной системы снизилась с 43–44 до 38%, и в 2012 г. она продолжит снижаться, превышая долю доходов регионов в консолидированном бюджете (36,7% в 2011 г.). Доходные источники регионов ограниченны, правом устанавливать новые налоги и варьировать ставки (кроме льгот по налогу на прибыль) регионы не наделены, а займы под увеличение зарплат противоречат здравому смыслу, перечисляет Чернявский. Вариантов перераспределения расходов немного, уменьшение поддержки предприятий политически сложно, тем более при вступлении в ВТО, считает он, к тому же доля затрат на человеческий капитал в структуре расходов региональных бюджетов растет, а на поддержку экономики и ЖКХ – сокращается.

Предвыборные обещания премьера не выглядят невыполнимыми, считает Чернявский, но вопрос – за счет чего: «Это может вылиться в повышение налоговой нагрузки». Например, подоходного налога (он идет в региональные бюджеты) или НДС с передачей его части регионам. А за рост налогов придется заплатить торможением экономики, замечает эксперт: «Возможно, у задачки одновременно перевооружиться и улучшить качество жизни вообще нет решения».

В 2011 г. все расходы федерального и региональных бюджетов составили 34,2% ВВП, в том числе на социальную политику – 7,9% ВВП. Новые обещания премьера стоят 8% ВВП за шесть лет, подсчитало рейтинговое агентство Fitch, по расчетам Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка – 9% ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета за кризис и так вырос втрое до 10% ВВП и остается неясным, как будут осуществляться заявленные структурные реформы, беспокоится Fitch.

По расчетам ЦМИ, темпы роста ВВП на повышенные обязательства не влияют: даже благоприятные для экономики условия не смогут уменьшить нагрузку на бюджет.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more