Подвела теплоизоляция

Сдача авианосца «Викрамадитья» Индии из-за аварии трех котлов задержится на несколько месяцев, но одному из самых больших контрактов «Рособоронэкспорта» ничто не угрожает

На прошлой неделе во время испытаний на полный ход вышли из строя три из восьми котлов авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), сообщил «Ведомостям» источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). У котлов повреждена термоизоляция, однако степень внутренних повреждений пока не ясна, говорит он.

Корабль не лишился хода и вчера развивал скорость в 23 узла (максимальная скорость – 29 узлов), на нем активно проводились испытания авиаоборудования и других систем и совершались взлеты и посадки палубного истребителя МиГ-29, сообщил еще один человек в ОСК. Ожидается, что в Северодвинск на завод «Севмаш» (где он был модернизирован) авианосец прибудет примерно через неделю, говорит собеседник «Ведомостей». Тогда специалистам и станет известна полная информация о состоянии котлов, на основе которой можно будет принять технические решения, представители Балтзавода и Специального КБ котлостроения (СКБК) уже находятся на предприятии, говорит он. Ремонт может потребовать от нескольких месяцев до года и нескольких сотен миллионов рублей, скорее всего, сроки сдачи корабля ВМС Индии сдвинутся – ранее этим сроком был назначен декабрь. Представители «Рособоронэкспорта» и «Севмаша» от комментариев отказались.

Авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии перестраивался по контракту 2004 г. на «Севмаше», в 2008–2009 гг. выяснилось, что средств по первоначальному контракту в $970 млн для модернизации корабля недостаточно, и его сумма была увеличена до $2,3 млрд.

Котлы для корабля абсолютно новые, говорит бывший директор Балтзавода Олег Шуляковский, но их гарантийный срок в 10 месяцев давно прошел. По его словам, проблема заключается в самой конструкции перенагруженных высоконапорных котлов этого типа, разработанной еще в СССР, которая привела к многочисленным проблемам в эксплуатации двигательных установок российского авианосца «Адмирал Кузнецов» и эсминцев проекта 956. Максимальный срок эксплуатации таких котлов для эсминцев проекта 956 не превышал 20% от заявленного разработчиками, при эксплуатации «Кузнецова» также неоднократно возникали проблемы с котлами. По словам Шуляковского, наихудшим вариантом сможет стать повреждение трубок котла, в которых происходит парообразование. Именно их изготовление наиболее проблемно из-за того, что сталь специальной марки для них нерентабельно производить в России. Если для эсминцев проекта 956, которые строились в начале 2000-х для Китая, ее еще удалось заказать в России, то для котлов «Викрамадитьи» эта сталь заказывалась на Украине, говорит Шуляковский. Как заявил «Интерфаксу» замдиректора СКБК Василий Кукин, менять котлы нет необходимости и речь пойдет лишь о замене огнеупорной кирпичной кладки и специальных термоизоляционных материалов, что займет не более четырех месяцев.