Триллионы на инфраструктуру

Минэкономразвития предлагает правительству активнее использовать инфраструктурные облигации. Оно предлагает вложить в такие бумаги в 2013–2015 гг. беспрецедентные 1,5 трлн руб.
А. Махонин

В ближайшие три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн руб., говорится в докладе замминистра экономического развития Сергея Белякова. Документ направлен в правительство 11 сентября, «Ведомости» ознакомились с ним. Потребность всех проектов в заемном финансировании – 2,2 трлн руб. Но это должны быть длинные деньги, которых на российском рынке нет. Однако они есть у государства, следует из доклада. Это пенсионные накопления, средства ВЭБа, Агентства по страхованию вкладов и др. – всего на 3,7 трлн руб. Беляков предлагает в 2013–2015 гг. вложить хотя бы 1,5 трлн руб., т. е. покрыть почти 70% требуемых займов.

Речь идет о финансировании проектов через выкуп соответствующих проектных облигаций, объяснил «Ведомостям» Беляков. По его словам, правительство поручало Минэкономразвития подготовить перечень проектов, которые могут финансироваться подобным образом. «Это дважды выгодная вещь – финансируем инфраструктуру и возвращаем вложенные средства с прибылью», – объясняет замминистра. Однако комплексная оценка проектов пока не проводилась, признает он. Получить комментарии представителя правительства вчера не удалось.

Среди проектов, которые Минэкономразвития предлагает поддержать, – строительство морского порта по перевалке сжиженного природного газа на Ямале. Общая стоимость проекта – 55,8 млрд руб., государство могло бы вложить 36,4 млрд, остальное – «Ямал СПГ» (80% – у «Новатэка», 20% – у Total), следует из доклада. Свыше 150 млрд руб. (70% затрат на проект) предлагается направить на строительство Центральной кольцевой автодороги. 84 млрд руб. могут быть вложены в инфраструктуру московских аэропортов. Первоочередная задача – строительство третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» и «Домодедово», считает Олег Пантелеев из «Авиапорта». Предлагаемой суммы может хватить на оба проекта, если полоса в «Домодедово» будет построена по более дешевому варианту, который предлагался Минтрансом (см. статью на стр. 08), полагает он.

Средства можно использовать и на проекты РЖД, уверен топ-менеджер монополии: «Например, вторая нитка БАМа, расшивка узких мест на Транссибе, восстановление разрушающегося электросетевого хозяйства, развитие скоростного и высокоскоростного движения».

Окупаемость инфраструктурных проектов зависит от многих деталей. Поэтому сказать, насколько они эффективны, сейчас нельзя: многие на первый взгляд хорошие идеи заканчивались провалом, смотреть надо на каждый конкретный случай, считает аналитик «ВТБ капитала» Михаил Галкин.