Кого не берут в «иностранные агенты»


Общественные организации, которые получают иностранную помощь, но цели которых не противоречат государственной политике, не должны регистрироваться как иностранные агенты, считает Министерство юстиции. Это следует из обнародованных вчера разъяснений Минюста по поводу его отказа включить чувашскую организацию «Щит и меч» в реестр иностранных агентов. Это была первая НКО, обратившаяся с такой просьбой в Минюст в декабре 2012 г.

Сведения о наличии иностранных источников финансирования подтверждены, но признаков политической деятельности, направленной на изменение государственной политики, не обнаружено, говорится в официальном сообщении Минюста. Для включения в реестр агентов необходимо сочетание двух этих условий.

НКО признается участвующей в политической деятельности, если она участвует в организации и проведении политических акций или занимается формированием общественного мнения в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, напоминают в Минюсте. «Щит и меч» заявляет целью своей деятельности «искоренение фактов нарушения прав человека на территории Чувашской Республики». Но это соответствует общим принципам охраны и защиты прав человека и гражданина, закрепленным в Конституции. То есть цели и задачи организации не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение, делают вывод в Минюсте.

Началось формирование положительной правоприменительной практики, радуется председатель «Щита и меча» Алексей Глухов. Организация не считает себя иностранным агентом, объясняет Глухов: формулировки закона невнятны, а Минюст отказался их разъяснить, решено было проверить его действие экспериментальным путем. По аналогии такую позицию можно распространить и на другие правозащитные организации, например борющиеся за честные выборы, надеется Глухов.

Закон вступил в силу в ноябре 2012 г., он вводит жесткие, вплоть до лишения свободы, санкции заневыполнение требований к НКО, функционирующим «в интересах иностранного агента». Сейчас в реестре таких НКО нет ни одной записи.

Новость хорошая, но вряд ли стоит рассчитывать, что закон применяться не будет, предупреждает член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова: а если признаки иностранного агента разглядит, например, Генпрокуратура? В общественном сознании и публичной риторике закон уже работает, отмечает она.