Андрей Клепач решил проблему российских дорог

Платная дорога может существовать и без обязательного бесплатного дублера, считает Минэкономразвития, тогда большинство федеральных магистралей можно сделать платными. Главное – чтобы проезд по ним не был слишком дорогим

Построить платную трассу в России сегодня можно, только если у нее есть бесплатный альтернативный маршрут. Это требование закреплено в законе «О платных автомобильных дорогах». Отказаться от обязательного дублера платной федеральной дороги предложил вчера замминистра экономразвития Андрей Клепач. Тогда большую часть магистральных трасс можно будет сделать платными, объяснил он, главное, чтобы проезд был недорогим (см. врез).

Дорог сейчас не хватает, объясняет директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: за 2006–2008 гг. автопарк вырос на 20%, протяженность автодорожной сети – на 3%, средств бюджета не хватает, чтобы строить дороги прежними темпами. Строительство платных дорог – единственный выход, продолжает он. Отмена правила об обязательном бесплатном дублере поможет привлечь в автодорожную отрасль дополнительные инвестиции, надеется Беляков.

Пока это предложение не обсуждалось и уже действующие проекты по строительству платных трасс будут реализовываться только при наличии дублирующих, говорит сотрудник Минтранса, это же касается ремонта и эксплуатации участков уже существующих федеральных дорог на платной основе. Представитель ФГУ «Дороги России» (реализует проекты по строительству платных автомагистралей) комментировать слова Клепача не стал.

По планам Минтранса все платные российские дороги будут переданы в управление создаваемой сейчас госкомпании «Автодор». К 2030 г. в управлении у нее будет более 20 000 км дорог, большая часть из них – отремонтированные федеральные трассы (134 400 км). Список дорог, которые будут переданы автодорожной госкомпании, составляется, говорит сотрудник Минтранса. В перечень уже попали трассы М5 Урал, М8 Холмогоры, М9 Балтия, М3 Украина, М6 Каспий, М23 (участок Таганрог – Ростов-на-Дону), М20 (Псков – граница с Белоруссией). За 20 лет на сборах за проезд по платным дорогам госкомпания должна заработать 9,6 трлн руб. – эта сумма записана в законе об «Автодоре».

Отказ от обязательного бесплатного дублера – это катастрофа для регионов с плохой автодорожной сетью, в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока, возмущен лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: никто не будет ремонтировать бесплатную дорогу, если можно построить платную. Не нравится идея Минэкономразвития председателю комитета Госдумы по транспорту Сергею Шишкареву (входит в наблюдательный совет «Автодора»). Предложение Минэкономразвития нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения и противоречит закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», цитирует его пресс-служба фракции «Единая Россия». В стране пока не построено ни одной платной дороги, отмечает Шишкарев: «Опыта нет, реальных инвесторов пока тоже нет, окупаемость непонятна».

Пока предложение Минэкономразвития в правительстве не рассматривалось, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. «Убежден, что при принятии решения будет учтена реакция общественности на это предложение», – подчеркивает он.