Стивидорам могут позволить финансировать строительство портовой инфраструктуры

Стивидорные компании могут получить право финансировать строительство портовой инфраструктуры. Сейчас это может делать только государство

До этого стивидорные компании заключали с государственным «Росморпортом» только инвестиционные соглашения. По ним «Росморпорт» обязуется построить берегозащитные сооружения, причалы, молы, а стивидор – остальную инфраструктуру терминала. В качестве примеров такого сотрудничества «Росморпорт» приводит строительство зернового терминала в порту Туапсе мощностью 2 млн т (инвестор – UCL Ports), терминала по перевалке нефтепродуктов в том же порту мощностью 7 млн т в год (инвестор – «Роснефть»). При этом вложения государства в несколько раз ниже частных инвесторов. К примеру, «Роснефть» вложила в строительство своего терминала в порту Туапсе 4,8 млрд руб., «Росморпорт» – 900 млн руб., говорится на сайте госкомпании. При этом инвестор не может арендовать инфраструктурные объекты.

Минтранс предлагает разрешить Росморречфлоту заключать со стивидорными компаниями концессионные соглашения о строительстве портовой инфраструктуры (берегозащитных сооружений, молов, причалов и др.) и договоры о ее последующей аренде. Об этом говорится в проекте постановления правительства «О внесении изменений в положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта», опубликованном вчера на сайте министерства.

Недостаток этого механизма в том, что инвестор зависит от «Росморпорта» и если случаются какие-то заминки с госфинансированием, то ускорить процесс он не может, указывает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Новый механизм, если он будет внедрен, позволит государству привлекать частные средства в строительство инфраструктуры (в счет возмещения арендной платы в будущем), а инвесторам – ускорить строительство, подчеркивает эксперт. При этом возможное появление концессионных соглашений не отменяет инвестиционных, добавляет представитель «Росморпорта»: для одних проектов выгоднее концессия, для других – инвестиционное соглашение.

Но частные компании готовы вкладываться в строительство даже несмотря на то, что уже сейчас объем их вложений в портовую инфраструктуру в десятки раз превышает объем инвестиций «Росморпорта», говорит сотрудник крупного портового оператора. Если концессионные соглашения государства и частных инвесторов в портовую инфраструктуру не останутся только на бумаге, то темпы ввода новых мощностей заметно вырастут, уверяет Безбородов. Цель есть – государство рассчитывает до 2030 г. увеличить мощности по перевалке с 650–700 млн т до 1,6 млрд т, говорится в проекте стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030 г.