Газета
Подписаться
USD57.4825
Евро67.74
ММВБ2071.83
РТС1134.45
S&P 5002575.21
Brent57.89
Золото1284.2
На правах рекламы
Бесплатный
РЕКЛАМА

Логистическое мышление

Рынок ИТ-решений по автоматизации логистики в России динамично развивается. Как мы видим, в том числе и потому, что в непростой экономической ситуации логистические ИТ-системы могут стать эффективным средством оптимизации расходов. Ведь во многих случаях логистика является одной из самых затратных статей бюджета - согласно статистике, доля логистических издержек в конечной стоимости продукции может достигать 20 – 30% и больше.

Стратегическое планирование

К актуальным в мире информационным системам по автоматизации логистики относят решения классов TMS (Transportation Management System), WMS (Warehouse Management System) и SCM (Supply Chain Management). На сегодняшний день на российском рынке представлены все ключевые мировые поставщики таких ИТ-решений: это, в частности, международные компании Oracle, JDA, IBM, SAP. В свете последних веяний по импортозамещению, интерес российских заказчиков растет и по отношению к отечественным ИТ-разработкам, например, на основе 1С и на базе продуктов с открытым исходным кодом.

С точки зрения функционала многие ошибочно считают, что ключевая направленность систем автоматизации логистики – это только управление транспортом и складом. Однако это не совсем так. Они способны решать и более комплексные задачи, например, по стратегическому планированию.

«Современные системы автоматизации логистики могут стать действенным инструментом в развитии бизнеса. Скажем, предприятие может рассчитать - насколько будет выгоднее построить новый распределительный центр, а также вовремя понять, что затраты на дополнительные склады себя не оправдают», -- указывает Анастасия Гончарова, руководитель направления систем управления цепочками поставок компании КРОК.

Среди тактических функций современных логистических ИТ-решений – способность прогнозировать возможные изменения рыночного спроса на ту или иную продукцию в зависимости от внешних факторов: сезонность, экономические показатели, маркетинговые акции и т.д. Сформированный прогноз является основой для принятия ключевых тактических решений, что в условиях текущей рыночной ситуации является одним из ключевых преимуществ для любой компании. Так, на конец 2014 года один из заказчиков компании КРОК столкнулся со следующей дилеммой: поставщики продукции анонсировали повышение цен в связи с волатильностью рубля. С помощью внедренной системы управления цепочками поставок заказчик смог выполнить «что-если» анализ различных сценариев реакции и выбрать из них наиболее оптимальный. Выгоднее оказалось закупить товар до повышения цен даже с учетом затрат на его хранение, чем произвести закупку по плану.

Понятно, что, прежде всего, от внедрения систем автоматизации логистики выигрывают крупные ритейлеры, производители и дистрибьюторы, чей бизнес во многом зависит от успешно выстроенной логистики. Например, крупный дистрибьютор фармацевтической продукции «Протек», который работает с 20 тыс. клиентами и осуществляет поставки товара 50 тыс. грузополучателям по всей территории Российской Федерации, недавно отчитался о результатах проекта по модернизации системы управления цепочкой поставок. Внедрение специалистами КРОК современного SCM-решения на базе комплекса продуктов JDA позволило существенно повысить оборачиваемость товарных запасов и усовершенствовать сервисы для поставщиков и клиентов компании «Протек». Дистрибьютер добился максимальной точности прогноза продаж, синхронизировал планы закупок, продаж и перевозок и поддерживает оптимальный уровень складских запасов.

Современные тренды

Помимо стратегического планирования другая важная задача систем автоматизации логистики – это контроль в ходе исполнения цепочки поставок и итоговая аналитика. Например, использование датчиков GPS и ГЛОНАСС позволяет в онлайн режиме следить за передвижением транспорта и обрабатывать внештатные ситуации. Это дает возможность сокращать сроки доставки и повышать лояльность клиентов за счет своевременного информирования о местонахождении машины с товаром и актуальном времени ее прибытия.

«Сегодня большинство транспортных компаний в России уже начали внедрять у себя элементы автоматического контроля за движением транспорта, -- подчеркивает Анастасия Гончарова. – Это действительно очень удобно и эффективно – знать в какой точке в данное время находится каждый автомобиль, когда он доставит груз. Подобные системы позволяют пресекать отклонения от маршрута и отслеживать корректность поведения водителя на дороге – соблюдение правил дорожного движения».

Один из современных трендов на ИТ-рынке – это мобильные решения. В логистике это находит отклик, например, в возрастающем спросе на специализированные устройства для учета товара во время приемки/отправки, а также в мобилизации торговых представителей и мерчендайзеров. Первым это нужно для удаленного формирования заказов, последним – для оперативного получения заданий из офиса.

Другим перспективным направлением в логистике многие называют применение радиометок (RFID), которые на свой товар уже активно устанавливают некоторые российские магазины модной одежды. В этом случае информация о товаре в полностью автоматическом режиме считываются специальным приемником, и система точно знает, где в данный момент находится конкретный товар и когда он поступит в точку доставки.

Ну и наконец, автоматизация логистики, как и многие другие ИТ-направления, постепенно переходит в облака. Например, некоторые вендоры уже выпустили свои облачные решения по управлению транспортом. Подобный сервис размещен и в публичном облаке КРОК. Им уже успел воспользоваться крупный производитель снеков, у которого на территории России и стран СНГ находится 5 фабрик, а также несколько складов и упаковочных производств. Все это обслуживается 30 транспортными компаниями. Проект примечателен тем, что если раньше заказчик арендовал и самостоятельно поддерживал серверы под логистическую систему, то получать ее в виде сервиса из облака – для него стало дешевле и удобнее. В частности, за счет технической поддержки, возможности гибкого изменения объема потребляемых ресурсов и операционных затрат только на абонентскую плату. В результате компания не только смогла оптимизировать затраты на ИТ, но и сократила расходы транспортного бюджета.

Антикризисное решение

В нынешних непростых экономических условиях многие стремятся оптимизировать свои затраты на логистику. Да, с одной стороны внедрение новой ИТ-системы требует дополнительных финансовых вложений. Но в итоге эти затраты способны быстро окупиться за счет получаемой экономии и отладки бизнес-процессов.

«В кризис многие начинают задумываться о сокращении затрат, -- указывает Анастасия Гончарова. – А в логистике обычно кроется много денег, то есть именно в оптимизации цепочек поставок есть хорошие возможности для экономии. При этом компании хотят не только экономить, но и не снижать уровень сервиса. Современные ИТ-решения как раз позволяют соблюдать оптимальный баланс между качеством и сокращением затрат».

Остается лишь выбрать надежного партнера, с большим портфелем успешных кейсов, компетенциями в консалтинге, мультивендорным подходом к решению индивидуальных задач заказчика и возможностью оказания техподдержки внедренной системы по схеме 24/7.

Кстати, по опыту КРОК, в условиях кризиса и ограниченности ИТ-бюджетов заказчики нередко переходят на пошаговую реализацию крупных ИТ-проектов, а также интересуются точечными услугами, позволяющими подготовиться к будущему внедрению, решить небольшую задачу или просто познакомиться с компетенциями нового подрядчика. В связи с этим компания подготовила целый каталог «экспресс-услуг», оказываемых в срок не больше месяца и в рамках бюджета до 1 млн. руб. В их числе также услуга по оптимизации логистических маршрутов, включающая в себя аудит приоритетных маршрутов, их моделирование с использованием специализированного ПО и предоставление рекомендаций по их оптимизации или реорганизации.

Компания КРОК работает на рынке информационных технологий c 1992 года и, по данным отчетов IDC, с 2002 года входит в число лидеров российского ИТ-рынка по услугам системной и сетевой интеграции, ИТ-услугам. Компания лидирует в сегментах хостинга инфраструктурных услуг (IDC, 2014), а также BI- и ERP-решений (TAdviser, 2014), стабильно в тройке лучших российских поставщиков ИТ-услуг банковскому сектору (РИА Рейтинг, 2014), в энергетике (TAdviser, 2014) и рознице (CNews, 2014).

КРОК — владелец сети дата-центров, включая отказоустойчивые на 99,982% по стандарту Tier III, разработчик собственного облака. Компания КРОК — ежегодный соорганизатор уникальной отраслевой премии «IT-ЛИДЕР», проводимой с 2002 года.

Подробнее про решения для автоматизации логистики на сайте компании КРОК.

Контактная информация: e-mail: AGoncharova@croc.ru, тел: +7 (495) 974-22-74.