«Транснефть» требует запретить Зиявудину Магомедову судиться в Лондоне

Компания также хочет запретить присуждение бизнесмену $2,5 млрд в случае неисполнения судебного запрета
Андрей Гордеев / Ведомости

Государственное ПАО «Транснефть» (владеет магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами) обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к бывшему совладельцу группы «Сумма» Зиявудину Магомедову. Компания просит запретить бизнесмену продолжать судебное разбирательство с ней в Высоком суде Англии и Уэльса. Заявление было принято судом к производству 1 февраля, следует из картотеки арбитражных дел.

В определении суда также говорится, что трубопроводная компания хочет запретить в случае неисполнения судебного запрета присуждать Магомедову $2,5 млрд (по курсу ЦБ России на день платежа).

Ближайшее заседание московского суда назначено на 27 февраля. «Ведомости» направили запрос в «Транснефть».

В конце сентября 2023 г. стало известно, что Магомедов обратился в Лондонский суд о взыскании почти $14 млрд за его активы в портовых операторах, которые, по его словам, были конфискованы в результате сговора в пользу государства, писало агентство Reuters. Ответчиками по иску проходят экс-миноритарии Fesco (ранее контролировалась Магомедовым, сейчас передана «Росатому»), «Росатом», «Транснефть», частная инвестиционная компания TPG и базирующийся в ОАЭ портовый оператор DP World (партнер «Росатома» по логистике на Севморпути).

В декабре 2023 г. Верховный суд Англии одобрил ограничительные меры в отношении компании «Транснефть». В частности, суд рассматривал запрет для ответчика распоряжаться активами без предварительного уведомления адвокатов истца.

Зиявудин Магомедов был осужден в России в конце 2022 г. к 19 годам колонии строгого режима за создание ОПС и многомиллиардные хищения. Вместе с ним 18 лет заключения получил его брат и партнер Магомед Магомедов. Позднее Мосгорсуд в апелляции снизил им сроки лишения свободы на полгода.

После начала СВО на Украине, введения масштабных санкций против России и российских юрлиц иски отечественных компаний с требованием ввести запрет на судебное разбирательство за рубежом стали частыми. Например, в феврале 2023 г. Арбитражный суд Свердловской области запретил ирландскому лизингодателю GASL Leasing Ireland No. 2 Limited продолжать разбирательство с авиакомпанией «Уральские авиалинии» в Лондонском арбитраже (LCIA). Суд согласился с требованиями авиакомпании, так как истец не сможет добраться до Лондона в нужный срок. В споре по делу ЮКОСа в ноябре 2023 г. российская сторона заявила, что не собирается подчиняться решению Высокого суда Лондона, поскольку не признает его юрисдикцию.

Кроме того, в июне 2023 г. Великобритания вслед за ЕС и США объявила об ограничении доступа россиян к рынку юридических услуг, что объективно затрудняет ведение судебных разбирательств в этой стране.

Одним из спорных активов, о которых идет речь в лондонском иске Зиявудина Магомедова, является Новороссийский морской торговый порт (НМТП). До ареста бизнесмена в 2018 г. совместные структуры бизнесмена и «Транснефти» владели контрольным пакетом (50,1%) НМТП. Но после ареста акции получила «Транснефть». По данным «СПАРК-Интерфакса», «Транснефть» контролирует 60,63% порта.

Кроме того, в январе 2023 г. Хамовнический суд Москвы обратил 92,4% акций ДВМП (Дальневосточное морское пароходство, головная компания Fesco) в доход государства по иску Генпрокуратуры. Ответчиками по этому делу выступали тогдашние акционеры компании – Михаил Рабинович (26,5% акций), гендиректор Fesco Андрей Северилов (23,8%), бывший член совета директоров ДВМП Сергей Базылев (9,6%), а также несколько кипрских и российских юрлиц. Через два из них – кипрские Smartilicious Consulting Ltd и Enviartia Consulting Ltd – 24,99% ДВМП принадлежало Зиявудину Магомедову. Общая доля бизнесмена в размере 32,5% была конфискована судом в декабре 2022 г. Магомедовы также были в числе ответчиков по вышеупомянутому иску Генпрокуратуры.

7 апреля 2023 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ДВМП о взыскании с бывшего бенефициара группы Магомедова и трех иностранных компаний, Smartilicious Consulting Ltd., Enviartia Consulting Ltd., SGS Universal Investment Holdings Ltd., 80 млрд руб. и $13,78 млн убытков в полном объеме.

9 ноября 2023 г. «Ведомости» писали, что президент Владимир Путин своим указом от 8 ноября внес ДВМП в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат передаче госкорпорации «Росатом».

Fesco – одна из крупнейших транспортных групп в России. Ее основной актив – Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), он является и головным активом ДВМП. Группа также оперирует контейнерными терминалами в Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске и Томске, в ее управлении 34 судна, более 10 000 фитинговых платформ для перевозки контейнеров и более 135 000 контейнеров. Чистая прибыль Fesco по МСФО в первом полугодии 2023 г. выросла в 2,2 раза в годовом выражении до 31,3 млрд руб., выручка – на 9% до 91,7 млрд руб., EBITDA снизилась на 7% до 35,3 млрд руб.