Награда нашла картографа

Писать о том, что ньюсмейкера кто-то где-то наградил, у журналистов деловых изданий считается дурным тоном. Вот если ньюсмейкера засудит другой ньюсмейкер, а уж, тем более, если его, не дай Бог, посадят - тогда другое дело. Однако, событие, произошедшее на этой неделе в Сан-Диего на всемирном конгрессе партнеров ESRI (американский Environmental Systems Research Institute), посвященном картографии и геоинформационным сервисам (ГИС), выходит из ряда вон.

На известнейшем отраслевом мероприятии, которое проводится уже в течение 30 лет, награду "За особые достижения в сфере ГИС впервые в истории получил российский государственный геоинформационный проект. То есть приз на конгрессе, активнейшее участие в котором принимают такие американские госструктуры, как Пентагон и NASA получила Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Награды удостоился сайт http://portal.rosreestr.ru на котором сейчас представлены кадастрово-картографические данные о 17 из 80 регионов России (к концу 2010 г. Росреестр планирует представить на нем данные примерно о 80 млн земельных участков в России).

Название "Институт систем изучения окружающей среды" (так переводится на русский язык ESRI) не должно вводить в заблуждение. Это не государственная или общественная организация - как, например, Смитсоновский институт - а один из крупнейших в мире производителей софта для ГИС. Но в то, что призеры конкурса мило договорились с организаторами мероприятия - как это часто бывает на российских IT-форумах, где первые места получают, соответственно, "платиновые", "золотые" и "серебряные" партнеры - верится с трудом.

Во-первых, конгресс, действительно, пользуется авторитетом в картографическом сообществе.

Во-вторых, "договориться" со всеми 14 000 участников ГИС-шоу (а именно они выбирали лауреатов) - это чересчур даже для прожженных российских бюрократов.

На самом деле, происшествие в Сан-Диего выглядит так, как, если бы, допустим, на франкфуртском автосалоне приз за особые достижения в автопроме выиграла одна из последних моделей ВАЗ. Долгие десятилетия российская картография четко делилась на военную и гражданскую - пересечений у них было немного. Закрытая военная картография до сих пор вызывает на Западе если не восхищение, то, по крайней мере, уважение. Например, обнародованная недавно советская военная карта Манчестера, по признанию знатоков города, вполне отражала текущие топографические реалии и позволила бы вполне успешно, в случае чего, водить через него танковые колонны.

Гражданская картография, напротив, всегда ставила приезжающих в Россию иностранцев в ступор - найти с помощью продававшихся в магазинах карт и атласов было невозможно что-либо в принципе. Например, карта Москвы, появившаяся в продаже в начале 1980-х гг., сразу стала библиографической редкостью, потому что всего лишь адекватно воспроизводила крупнейшие городские дорожные развязки.

А еще в середине 1990-х гг. владельцы первых иномарок со спутниковыми навигаторами искренне не понимали, почему, двигаясь по Краснопресненской набережной, они (судя по карте), якобы точно катились по фарватеру Москвы-реки. Сколько техники и ресурсов, с помощью неточных карт, было угроблено в болотах, зыбучих песках и на проселочных дорогах, которые геодезисты изображали как асфальтированные, а главное - сколько загублено душ, страшно себе представить.

Новое кадастрово-географическое ведомство, появившееся в России чуть более года назад, ведет себя диаметрально противоположно предшественникам. В частности, был положен конец конфликтам Роскартографии (сейчас интегрирована в Росреестр) с независимыми картографами. В минувший четверг компания Data+ объявила о выпуске полной электронной карты России масштаба 1:500000 — никакого отторжения и недовольства государственных картографов, как это могло бы быть несколько лет назад, проект не вызвал.

Точные карты россияне уже научились делать. Однако, лейтмотивом конгресса в Сан-Диего стали электронные интерактивные карты, предназначенные нишевой аудитории. Это к примеру, "футбольные" карты городов мира, позволяющие искать спортбары, стадионы и т.п., прогуливаясь по окрестностям со спутниковым навигатором, карты с метками самых криминогенных районов, куда не стоит заходить туристам, карты с обозначением мест, где чаще всего случаются ДТП (пригодится водителям) и т.п. Загрузив такие карты в свой навигатор и меняя их по мере необходимости, вы сможете получить о любом городе информацию, большую, чем дает любой текстовый city guide. Это уже принципиально новый этап развития потребительской картографии, до которого Россия еще не доросла.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать