«Антарес» решил выбить частоты для сети LTE через суд

«Антарес» Евгения Ройтмана подал иск к Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) и Минкомсвязи. Компания подала заявки на частоты для сети LTE больше года назад, но они до сих пор не рассмотрены
«Антарес» хочет посоревноваться с «большой тройкой»/ А.Махонин/ Ведомости

Аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович ставит ситуацию с нерассмотрением заявок «Антареса» в один ряд с историей с технологической нейтральностью для диапазона 1800 МГц, которую регулятор так и не рассмотрел на ГКРЧ, и с отвергнутым иском «Суммы телеком». По его предположению, нежелание способствовать созданию новых игроков на рынке LTE связано с лобби «большой четверки», опасающейся, что обострение конкуренции приведет к падению маржи.

Компании группы «Антарес» («Интеграл», «Арктур» и «Антарес») бизнесмена Евгения Ройтмана подали 29 октября иск против Госкомиссии по радиочастотам и Минкомсвязи с просьбой признать незаконными ее действия или бездействие, следует из базы данных московского арбитражного суда. Иск связан с тем, что ГКРЧ уже в третий раз не стала рассматривать заявки компаний «Антареса» на частоты 1980–2000 МГц – парные к уже имеющимся у них, говорит источник в «Антаресе» и подтверждает чиновник Минкомсвязи. По его сведениям, иск министерством уже получен.

Компании «Антареса» подали заявки на частоты 1980–2000 МГц по всей России в середине 2011 г. и получили все необходимые согласования от Роскомнадзора, ФСО и Минобороны. Но прежняя администрация Минкомсвязи в нарушение порядка рассмотрения радиочастотных заявок дважды – в декабре 2011 г. и в марте 2012 г. – переносила их рассмотрение, возмущается человек, близкий к «Антаресу». Причем по регламенту, установленному самой ГКРЧ, «продление срока рассмотрения радиочастотной заявки допускается на конкретный срок, но не более шести месяцев и не более одного раза». Не была заявка рассмотрена и на последнем заседании ГКРЧ, состоявшемся в начале октября, сетует собеседник «Ведомостей». По его словам, другие операторы не подавали заявок на этот диапазон. Дело в том, что сам по себе диапазон 1980–2000 МГц бесполезен – он может пригодиться только владельцу парных к нему 1900–1920 МГц, а по всей России этот диапазон выделен «Антаресу», объясняет источник в компании.

«Антарес» получил частоты в диапазоне 1900–1920 МГц в 2008 г. А в марте 2012 г. ГКРЧ разрешила компании строить на этих частотах сеть связи четвертого поколения. «Антарес» собирался использовать для этого технологию LTE, в которой прием и передача данных шли бы по одному и тому же каналу в разные промежутки времени. Но для работы в таком режиме почти нет необходимого оборудования. Зато оборудование массово производится для технологии, по которой работают сети LTE в США – например, сети операторов Verizon и Sprint. Для использования этой технологии «Антаресу» необходимы дополнительные частоты в диапазоне 1980–2000 МГц – парные к уже имеющимся у него частотам.

На частотах этого диапазона работают в режиме LTE некоторые модели iPhone, iPad и iPad Mini. Но работающий в этом диапазоне iPhone в России может совершать голосовые звонки только в сети 3G (см.врез).

Если заявки «Антареса» все-таки будут одобрены, то это может привести к автоматическому разрешению конфликтной ситуации вокруг строительства «Скай линком» сетей 3G. В сентябре 2012 г. «Антарес» пожаловался министру связи Николаю Никифорову на то, что «Скай линк» начал строить сети в соседнем с «Антаресом» диапазоне 1920–1935 МГц, не предусмотрев защитного интервала с его диапазоном. По закону защитный интервал должен располагаться в полосе того оператора, который получил решение ГКРЧ позднее. Защитный диапазон со «Скай линком» не помешает и «Антаресу» – в американском варианте LTE как раз не задействована полоса в 5 МГц (1915–1920 МГц), расположенная между ними.

Представители «Антареса» и Минкомсвязи отказались от официальных комментариев.