«Ростех» создает систему постановки диагнозов на основе Big Data

Платформа станет частью единой госинформсистемы здравоохранения
В мировой практике уже накоплен достаточно обширный опыт применения искусственного интеллекта в здравоохранении/ Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Национальный центр информатизации (НЦИ), входящий в «Ростех», создает систему поддержки принятия врачебных решений, использующую принципы машинного обучения и искусственный интеллект (ИИ), следует из документации, опубликованной НЦИ на сайте госзакупок. Для этого проекта центр закупает специализированное программное обеспечение для анализа больших данных – стартовая цена конкурса 220 млн руб. Софт должен быть включен в единый реестр отечественного ПО, подчеркнуто в конкурсной документации (т. е. речь идет о покупке российского софта).

Платформа создается по заказу Минздрава и станет частью единой государственной информсистемы здравоохранения (ЕГИСЗ), отметил специалист, знакомый с ее разработчиками: «Она нужна, чтобы лечащие врачи могли точнее ставить диагнозы и назначать лечение. Это позволит, в частности, улучшить качество диагностики в тех городах, где квалификация врачей ниже, чем в Москве и крупных региональных центрах».

ИИ будет сравнивать анамнез пациента с обезличенными данными других больных, электронные карточки которых введены в ЕГИСЗ. ИИ будет анализировать истории болезни, анализы, рентгеновские снимки, компьютерные томограммы и с определенной долей вероятности ставить диагноз, а также рекомендовать оптимальную терапию.

В 2020 г. более 23 млн документов были переданы медиками в электронном виде в ЕГИСЗ, добавил собеседник «Ведомостей».

Представители Минздрава и «Ростеха» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Диагностические системы на базе ИИ в России уже внедряются в некоторых медицинских специализациях. Например, ИИ Сбербанка научился распознавать затемнения в легких, вызванные COVID-19, рассказывал первый зампред правления банка Александр Ведяхин: «Анализ данных компьютерной томографии с помощью ИИ позволяет найти области изменения и вычисляет их объем, определяя степень тяжести заболевания». По словам Ведяхина, уже в мае 2020 г. система определяла заболевание с точностью выше 90%.

«Система поддержки принятия решений – цифровой помощник для врача, интерес к таким системам сейчас растет: если в 2019 г. к сервису «Третье мнение» специалисты подключались не более 19 000 раз, то в 2020 г. уже более 200 000 раз, – рассказывает его сооснователь Анна Мещерякова. – Подобные решения эффективны там, где накоплено больше данных о пациентах. Алгоритмы машинного обучения анализируют большое число похожих случаев, обнаруживают корреляции и подсказывают врачу наиболее вероятный диагноз на основе этой информации».

Глобальный рынок систем поддержки клинических решений достигнет $1,8 млрд к 2025 г. по сравнению с $1,2 млрд в 2020 г. при среднем показателе роста 9,1% в течение прогнозируемого периода, говорится в отчете агентства Markets and Markets Research. «Системы поддержки принятия врачебных решений внедряют в ряде стран мира – например, в Великобритании используется система от компании Deep Mind, принадлежащей Google, – рассказывает аналитик Российской ассоциации электронной коммерции Карен Казарян. – Есть такие решения у IBM, Oracle. Как показывает опыт, такие системы наиболее эффективны в выявлении конкретных аномалий среди нормальных образцов».

Директор ассоциации «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман сомневается, что система диагностики, базирующаяся на ИИ, окажет заметную помощь врачам и пациентам: «Симптомов тех или иных заболеваний огромное множество, состояние самих пациентов также может сильно отличаться – ИИ пока физически не может учитывать все нюансы, которые требуются при диагностике, поскольку нейронные сети еще недостаточно обучены».

По словам Зингермана, пока ИИ эффективен лишь в определенных достаточно узких нишах: «Например, это касается выявления рака легких по результатам анализа рентгеновских снимков – здесь уже можно говорить о перспективах технологии».

«Риски работы такой системы в большей степени сопряжены с возможностью утечки данных пациентов, однако, учитывая, что принципы работы ИИ применяются в здравоохранении уже не первый год и мировая практика имеет обширный опыт их использования, можно предположить, что и защита данных будет на высоком уровне», – считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.